Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Язык и его роль в жизни человека - Язык и общение
Результаты обучения. Личностные: уважительное отношение к русскому языку, осознание необходимости владения русским языком для учебной деятельности; мотивация к обучению и познавательной деятельности; стремление к речевому совершенствованию; метапредметные: осознанное использование речевых средств для выражения мыслей и чувств; использование ознакомительного и изучающего чтения при работе с учебной книгой; воспроизведение содержания прослушанного и прочитанного текста в устной и письменной форме; извлечение информации из текстов; осуществление контроля за своей учебной деятельностью; умение работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; предметные: осознание роли родного языка в жизни общества и в деятельности человека; знание особенностей устной и письменной речи; знание приёмов эффективного аудирования; общее представление о научном, разговорном и художественном стилях речи, умение устанавливать принадлежность текста к определённому стилю; обогащение словарного запаса; актуализация знаний, полученных при обучении в начальной школе.
Урок 1. Язык и его роль в жизни человека (§ 1, 2, 3)
Цели урока: развить представление о языке как средстве общения; начать формирование умения читать и анализировать лингвистический текст; познакомить учащихся со структурой учебника, с его справочными и вспомогательными материалами; развить первоначальные навыки обращения к научной информации; расширить лексический запас; развивать навык выразительного чтения.
Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому совершенствованию. Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного текста. Расширение представления о языке как средстве общения. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Ход урока
I. Представление учителя. Знакомство с учебником, его структурой и справочным аппаратом.
Первый урок в 5 классе очень ответственный, а поэтому трудный. Учитель должен познакомиться с учащимися, представиться им так, чтобы они увидели в нём не только наставника, но и спутника, с которым им предстоит отправиться в путешествие по стране, которая называется “Русский язык”. Учитель знает об этой стране многое, но не всё, потому что знать о языке всё просто невозможно. Поэтому он тоже будет открывать на этом пути новое с помощью своих учеников. Вместе они проникнут в прошлое, будут ставить опыты, преодолевать возникающие на пути препятствия, отыскивать клады, разгадывать головоломки, делать открытия.
Что нужно для того, чтобы в путешествии не заблудиться, но заглянуть во все самые интересные уголки? Нужен путеводитель (справочник о каком-нибудь маршруте). Ещё путешественники используют карты и атласы. Атлас — это сборник таблиц, карт, специальных рисунков. А мореплаватели в трудных ситуациях заглядывают в лоцию — специальную книгу, в которой содержится руководство, как преодолевать эти трудности (новые слова и их определения следует вывести на электронную доску. Кроме того, новые слова заносятся в специальную тетрадь — словарик). Не похож ли учебник на путеводитель, на атлас, на лоцию? В нём много рисунков, есть таблицы и схемы (учащиеся самостоятельно находят их), подробные руководства, справочные материалы, памятки (с. 169) а также упражнения, которые помогут не наткнуться на подводные камни, а их так много встретится на пути. Ещё здесь есть специальные значки, на которые надо ориентироваться при обращении к материалам книги (с. 3). На отдельных остановках к путешественникам будут присоединяться герои, живущие на страницах этой книги, — Елена Ивановна, Аня и Ваня. Впервые они встретятся на с. 33.
— Книга, с которой мы отправляемся в путь, называется хорошо знакомым нам словом — учебник. А вы задумывались над тем, сколько у этого слова родственников?
II. Лингвистическая пятиминутка. “Кто больше?”
Пятиклассникам за определённое время нужно записать “родственников” учебника (учить, учиться, а также приставочные глаголы; ученик, учащийся, учитель, учёный, учёность, учебный, учение, ученический, учёба, училище и др.). Победитель на текущий урок назначается помощником лоцмана — учителя. Вторым помощником учителя становится ученик, который правильно сформулирует значение слова лоцман (специалист, который помогает проводке судов, хорошо знающий лоцию и руководствующийся ею), третьим — ученик, который объяснит значение слога -ман (от человек) в этом слове и больше всех подберёт слов с таким же элементом в таком же значении: флагман, штурман, боцман, мичман (обращаем внимание на то, что все эти слова связаны с морем).
Предупреждение: элемент -ман в словах меломан, балетоман и аналогичных восходит к иному корню со значением мания. Выполнение этого задания может стать одной из иллюстраций к вышесказанному — о подводных камнях, трудностях, загадках.
III. Освоение нового материала.
1. Анализ темы урока и формулирование его цели.
— Как происходило наше общение на сегодняшнем уроке? Можно ли назвать его успешным? Что мы узнали друг о друге, о предмете, который нас объединил, о нашем помощнике — учебнике?
— Что помогло нашему взаимодействию, что сделало его успешным? Могло ли быть наше сотрудничество результативным без языка?
— Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, используя теоретические сведения на с. 4.
— Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?
2. Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса”.
— Почему эти слова писателя стали эпиграфом к первой теме?
3. Устное выполнение упр. 1, 3 (с. 4—5). Дополнительное задание для помощников (выполняют по абзацам): в тексте упр. 3 выделите главные слова аналогично тому, как это сделано в упр. 1, запишите их на доске (общение, способ хранить знания; научились передавать словами; слова помогли объединяться).
Класс проверяет и анализирует выполнение работы.
4. Упр. 7. Выразительное чтение высказывания К. Г. Паустовского. Запись текста. Выделение главных слов.
IV. Подведение итогов урока.
— В каких формах на сегодняшнем уроке проходило наше общение? В ответе на вопрос используйте рисунки на с. 6.
— Как вы думаете, почему И. С. Тургенев, К. Г. Паустовский, Л. В. Успенский стали писателями? Повлияло ли на это их отношение к русскому языку?
V. Домашнее задание. Выучить наизусть высказывание о русском языке из упр. 7 и подготовиться выразительно произносить его и писать по памяти.