Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Правописание непроизносимых согласных в корне слова - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: повторить правило правописания непроизносимых согласных в корне слова (орф. N° 4); закрепить знания о способах проверки непроизносимых согласных в корнях слов; упрочить орфографические навыки учащихся; закрепить умение графически выделять корневые орфограммы; развивать навык чтения и анализа художественных текстов.
Личностные УУД. Саморазвитие. Мотивационная основа учебной деятельности. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Осуществление итогового контроля. Познавательные УУД. Поиск необходимого материала в учебной литературе. Восприятие и анализ художественных текстов. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в мини-группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
1. Расшифруйте и запишите слова: 100лбы, 7я, ви3на, 3буна, о5.
2. Отгадайте секрет предложения Кит на море романтик. (Это перевёртыш (палиндром), слева направо и справа налево предложение читается одинаково.)
II. По следам домашнего задания.
1. Запись слов с удвоенными согласными. Начинает ученик, получивший индивидуальное задание, другие имеют возможность его дополнить.
Примерный словарик: аккуратный, аллея, антенна, аппетит, бассейн, грамм, группа, жужжать, килограмм, медленный, металл, металлический, одиннадцать, пассажир, перрон, расстояние, Россия, суббота, сумма, троллейбус, шоссе, кросс (кроссовки), теннис, хоккей.
III. Повторение правописания непроизносимых согласных с использованием материалов учебника.
Учащиеся самостоятельно анализируют материалы учебника на с. 25—26 и готовят связное сообщение по результатам анализа. Работают в парах: рассказывают друг другу подготовленное сообщение, дополняют его своими примерами, оценивают работу товарища.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Подберите к существительным однокоренные прилагательные, запишите их, выделите орфограмму: честь, гигант, ужас, счастье, прелесть, крепость, горесть, скорость, ярость, известие, доблесть, ясность, а к этим существительным подберите глаголы: свист, хруст, власть.
2. Отработка навыка подбора проверочных слов и графического обозначения орфограммы — упр. 47.
3. У доски с упр. 48 работает ученик. Класс оценивает правильность выполнения упражнения и выразительность чтения стихотворения.
4. Работа с памяткой “Как готовиться к диктанту” на с. 169 и с текстом упр. 49 по данному в памятке плану. Одновременно учащиеся формулируют тему, анализируют предложенные заголовки и определяют стиль речи.
При работе над упражнением следует прокомментировать не только слова с пропущенными орфограммами, но и те, в которых нет пропущенных букв, однако могут быть допущены ошибки, например, обратить внимание на слова: луч, ночная, из-под, прячется, ящерицы, мигают, малиновки, окрашены, порхают, мелькают, заря.
Учитель предлагает учащимся познакомиться со статьёй этимологического словаря: “Порхать — общеслав. Корень тот же, что в порох, пороша. Первоначально о пыли, снежинках. Буквально — летать”.
V. Контроль за усвоением темы.
Диктант с последующей самопроверкой (текст выводится на доску).
Я попал на Светлое озеро поздней осенью. Уже закончились дождливые дни, выпал первый снег. Но лес и теперь был прекрасен, словно праздник лета продолжался. На деревьях оставались красные листья. Гигантские ели охраняли своих радостных соседей. А вода в озере потемнела, стала тяжелеть. Окрестностями завладела тишина. Было немного грустно, но печаль была лёгкой. И я опять почувствовал себя счастливым. (По Д. Мамину-Сибиряку)
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание. 1. Подготовиться к диктанту по упр. 49. 2. Дополнительное задание для хорошо подготовленных учеников: составить обобщающую схему “Правописание согласных в корнях слов”.