Буквы и, у, а после шипящих - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Буквы и, у, а после шипящих - Повторение изученного в 4 классе

Цели урока: повторить правила правописания гласных после шипящих (орф. N° 5); упрочить орфографические навыки учащихся; закрепить в памяти учащихся слова-исключения; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; развивать интерес к созданию текстов по опорным словам.

Личностные УУД. Саморазвитие. Интерес к творческой деятельности. Регулятивные УУД. Прогнозирование результата. Осуществление итогового контроля. Познавательные УУД. Поиск необходимого материала в справочной литературе. Построение рассуждений. Создание алгоритмов. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в мини-группе.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Найдите “четвёртое лишнее” слово: пароход, парной, парик, парник (в остальных словах корень -пар-); ров, трос, свет, топор (остальные слова читаются справа налево); уши, головы, плечи, ноги (в остальных словах названы парные предметы).

II. Обобщение материала по теме “Правописание согласных в корнях слов”.

1. Учащиеся, выполнившие дополнительное задание, защищают свои схемы, отвечают на вопросы класса, вносят дополнения.

Согласные в корнях слов

Проверяемые

Непроверяемые

Глухие и звонкие согласные в конце слов

Гриб (грибы), отряд (отряды ), флаг (флаги)


Глухие и звонкие согласные перед другими согласными

Просьба (просить), свадьба (свадебный), бумажка (бумажек)

Вокзал, рюкзак, общий, баскетбол, спортсмен

Непроизносимые согласные

Прекрасный (прекрасен), грустный (грустить)

Чувствовать, участвовать, праздник

Удвоенные согласные


Россия, бассейн, суббота, орфограмма

2. Проверочный диктант (по упр. 49). Дополнительное задание по вариантам: 1-й вариант выделяет орфограммы с гласными в корнях слов; 2-й вариант — с согласными.

III. Повторение и закрепление правописания гласных и, у, а после шипящих.

1. Работа с теоретическим материалом (орф. № 5, с. 27). Работа с данной орфограммой осложняется тем, что нередко для правильного выбора гласной необходимо применить не одно, а несколько правил. Доказательством тому служит пример, имеющийся в формулировке правила. Это слово площадь. Поскольку второй гласный звук корня стоит в безударной позиции, учащиеся могут сделать ошибку и написать, например, букву и, что не будет противоречить сформулированному правилу. Следовательно, прежде чем выбрать а, им нужно применить орфограмму № 1 и подобрать проверочное слово: площадка. Поэтому перед выполнением упр. 50 учащиеся вместе с учителем ищут слова с безударными гласными в корнях (исключаем слова с [у]). Таких слов в упражнении три — шиповник, щавель и животное.

Работа проводится под руководством учителя.

— Почему вы решили, что в слове шиповник нужно писать букву и? Ведь гласный звук здесь находится в безударной позиции. Разве в такой позиции после шипящей не может быть, например, буквы е, как в слове шептать? Здесь как всегда для проверки безударной гласной в корне подберём проверочное слово: шептать — шепчет, шиповник — шип (орф. № 1).

— А как можно определить, что в слове животное в безударной позиции пишется и, а не е?

— Какое слово ближе всего подходит к этому слову? Оказывается, живот, от которого и происходит животное, животина, живность.

Учитель предлагает, опираясь на поговорку Не жалеть (не щадить) живота своего, а также на сведения толкового словаря, выяснить, что слово живот здесь значит жизнь: “Живот (устар.) — жизнь человека”. Слово жизнь, хотя и не является в современном языке однокоренным со словами живот, животное, всё же помогает выбрать корневую гласную.

Со словом щавель труднее, поскольку ни близких, ни дальних родственников у него нет. Правда, есть своего рода пасынок — просторечное слово с ударным первым звуком. Об этом речевом искажении учащихся необходимо предупредить и предложить несколько раз проговорить слово щавель, опираясь на его транскрипцию: [щ’ив’э’л’].

2. Вставьте пропущенные буквы в слова ч...рующий, ш...карный, ж...леть, ж...стянка. Какие орфограммы вы анализировали? В какой последовательности? Составьте алгоритм. (Алгоритм такой: а) сначала анализируем орф. N° 1, подбираем проверочные слова: чары, шик, жалкий, жесть; б) в первых трёх словах применяем орф. № 5 как в ударных слогах, так и в безударных.)

3. Выполнение упр. 50. Учитель корректирует формулировку задания: слова следует распределить по трём столбикам — с буквами а, и, а также у. Останутся два слова-исключения.

4. Дополнительное задание: в каких морфемах, помимо корневой, “работает” наше правило? Приведите примеры из выполненного упражнения, “соберите” примеры из слов лингвистической разминки, из упр. 53.

5. Работа со словами в рамочках. Использование в работе толкового словаря, в котором объясняется лексическое значение слов брошюра и жюри. Учащиеся самостоятельно определяют значение слова парашют, ученик-помощник при необходимости корректирует полученное определение.

6. Закрепление правописания слов-исключений — составление словосочетаний (предложений) и подбор однокоренных слов: брошюровать, брошюровка, сброшюровать; парашютист, парашютистка, парашютный.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что от слова жюри в русском языке не образуются новые слова, оно остаётся в языке “одиноким”. Можно предложить учащимся подумать, по какой причине так происходит.

Одновременно необходимо предупредить возможные ошибки в связи с тем, что в языке имеются слова с такими же созвучиями “жур”, “шур”, “шут”, которые не связаны с перечисленными корнями. Прежде всего это глагол журить (делать лёгкий выговор, слегка бранить), который в просторечии чаще всего употребляется именно как производный от жюри. Производные от него — пожурить, журьба. В отличие от слова жюри, заимствованного из французского языка, журить, как считают учёные, происходит от звукоподражательного слова.

7. Закрепление данных наблюдений проводится в виде мини-конкурса “Чья цепочка длиннее?”. К доске приглашаются три группы по три ученика, которые составляют цепочки слов с указанными буквосочетаниями. Побеждает группа, которая в сумме собирает большее число слов за отведённое время. Остальные учащиеся дополняют цепочки словами, которых нет ни у одной из групп: шут, шутить, шутка, шутиха, пашут, машут, брешут и другие глаголы в данной форме; ажур, абажур, журавль, журнал, журналист и др.; Шура, шурпа, шуруп, мишура и др.

V. Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается подумать, можно ли сократить правило (орф. N° 5) до такого вида: “После шипящих ж, ч, ш, щ не пишутся ы, ю, я”.

VI. Домашнее задание. Упр. 53 выполняется дифференцированно: 1) сильные ученики пишут сочинение; 2) слабоуспевающие составляют предложения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]