Буквы а — о в корне –лаг- — -лож- - Морфемика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Буквы а — о в корне –лаг- — -лож- - Морфемика. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с правилом написания букв в корне –лаг- — - лож- (орф. № 12); научить писать слова с данной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Личностные УУД. Смыслообразование. Самоопределение. Регулятивные УУД. Самоконтроль. Коррекция. Познавательные УУД. Создание алгоритмов. Обобщение и систематизация наблюдений. Анализ явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Ведение диалога.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

“Кто больше?” Запишите слова с корнем -снег-. Какие варианты морфем встретились в данных словах? Объясните правописание приставок. У доски делается морфемный разбор слов бесснежный, подснежник. Дополнительно: сколько слов “спряталось” в подснежник? Условие: в словах не менее 4 букв (сено, депо, кино, диск, писк, пони, снежок, седок, ножик).

II. Проверка домашнего задания. В форме взаимодиктанта с последующей самопроверкой и заполнением словаря личных ошибок.

III. Изучение темы урока.

1. Наблюдения над материалами учебника (с. 32), чтение и анализ диалога, запоминание правила. Предупрежден и е: гласные в данном корне проверять сильной позицией гласного (ставить под ударение) нельзя! Дополнительное наблюдение: а всегда бывает перед г; о — перед ж, т. е. запоминаются буквосочетания лага — лож.

2. Работа с похожими корнями. Объедините слова в группы по значению корня: ложный, сложение, прилагать, лгать, сложный, ложь, приложение, лжец, прилагательное, изложение.

3. Упр. 447—449. Дополнительно на базе упр. 449 составляются предложения с прямой речью по схемам: А: “П”; “П”, — а.

IV. Закрепление изученного материала.

Выборочный диктант. Задание: выписать слова с орфограммами № 10—12, распределив их по трём столбикам; орфограммы графически выделить.

1) Мы предполагали совершить восхождение ранним утром. 2) Изложите этот материал последовательно. 3) К учебнику прилагаются контурные карты и раздаточный материал. 4) Безоблачное небо постепенно начали затягивать тучи, на поля ложился туман, положение туристов осложнялось. 5) Я могу положиться на друзей, они безгранично добры, и отзывчивы. 6) В предутренней дымке раздавались слабые голоса птиц, предполагаю, жаворонков.

V. Подведение итогов урока. Группа учащихся задаёт вопросы классу по изученным темам.

VI. Домашнее задание. Сочинение по заданию упр. 450.






Для любых предложений по сайту: [email protected]