Буквы а — о в корне –раст- — -рос- - Морфемика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Буквы а — о в корне –раст- — -рос- - Морфемика. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с правилом написания букв в корне –раст- — -рос - (орф. № 13); научить распознавать и писать слова с данной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Личностные УУД. Интерес к творческой деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Личностная рефлексия. Познавательные УУД. Вычитывание информации из схемы. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи.

Ход урока

I. Орфоэпическая разминка. Закончите рифмой.

После трёх занятий спортом

Угостим Наташу... (тортом).

Предъявите документ

На старинный... (инструмент).

II. Проверка домашнего задания делается выборочно, сопровождается составлением схем предложений и морфемным разбором.

III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Чтение и расшифровка схемы на с. 34, подготовка устного высказывания с опорой на схему и правило (орф. № 13). Учитель может дополнить список слов-исключений: ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, сопроводив данную работу лексическим комментарием.

2. “За кем останется последнее слово?” Мини-конкурс по сбору слов с корнем –раст- — -рос-. Одновременно учащиеся повторяют правописание приставок.

3. Работа со словами-исключениями; образование новых слов: росток — росточек (росточка), отрасль — отраслевой, отраслевик, выделение новых морфем и комментирование их значений: Ростов — ростовский, ростовчанин, ростовчанка.

4. Выполнение упр. 451—453. Учитель рекомендует проанализировать слова разросся, взращённые, водоросли, их морфемный состав, устно сделать фонетический разбор, запомнить написание.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Устная работа с упр. 455: комментирование пропущенных букв, выразительное чтение потешек и поговорок, устный морфемный разбор слова подсосёночек, подбор слов с аналогичными морфемами, составление слов по данной модели.

2. Сочинение по рисунку упр. 454 с опорой на данные конструкции.

V. Подведение итогов урока.

Устное обобщение на тему “Чередующиеся гласные в корнях слов”.

VI. Домашнее задание. Упр. 456.






Для любых предложений по сайту: [email protected]