Буквы и — ы после ц - Морфемика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Буквы и — ы после ц - Морфемика. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с правилом написания букв иы после ц (орф. № 15); научить распознавать и писать слова с данной орфограммой, различать написания проверяемой безударной буквы е и букв иы после ц в корне, графически обозначать условия выбора.

Личностные УУД. Смыслообразование. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Самоконтроль. Познавательные УУД. Переработка информации. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Коммуникативные УУД. Умение отстаивать свою точку зрения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

В Псковской области есть город Великие Луки. Объясните, что такое Луки? Подберите однокоренные слова. Какие варианты есть в корневой морфеме? А как называются жители этого города? (Лука — поворот реки, излучина. Жители города — великолучане: великолучанин и великолучанка.)

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся по очереди без повторов читают подобранные примеры, класс записывает, выделяет орфограммы, проводится самопроверка.

III. Изучение темы урока.

1. Работа с материалами учебника: чтение диалога, правила, составление высказывания по таблице упр. 461.

2. Поисковая работа: в толковом словаре учебника найти слова с изучаемой орфограммой (цикада, циновка), выписать их в личный словарик, запомнить значение. В процессе выполнения упражнений в словарик заносятся также слова цитата, цинга, циклевать, цитрусовый (используется толковый словарь, имеющийся в кабинете русского языка). Работая со словарём, можно записать также слова цитадель, цикорий, цигейка, циклон, циник, цирюльник.

3. Упр. 462—464 выполняются под контролем и с помощью учителя.

IV. Закрепление изученного материала. Самостоятельно: упр. 465.

V. Подведение итогов урока.

Какую роль при выборе гласной после ц играет умение делать морфемный разбор слов? Докажите своё мнение с помощью примеров.

VI. Домашнее задание. Подготовить ответы на вопросы (с. 41).






Для любых предложений по сайту: [email protected]