Имя существительное как часть речи - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Имя существительное как часть речи - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Результаты обучения. Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; гордость за героическое прошлое народа и его язык; стремление к речевому совершенствованию; метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск информации; владение речевым этикетом; переработка информации; воспроизведение прослушанного / прочитанного текста в письменной форме; предметные: знать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль, правило употребления заглавной буквы, правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных, правило правописания ое после шипящих и ц в окончаниях существительных, порядок морфологического разбора существительного, структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении; уметь определять род имён существительных, распознавать существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа, находить начальную форму и определять склонение, верно употреблять предлоги, правильно писать падежные окончания, графически обозначать условия выбора окончания, образовывать формы именительного и родительного падежей существительных во множественном числе, находить ключевые слова.

Уроки 119, 120. Имя существительное как часть речи (§ 88)

Цели уроков: систематизировать имеющиеся знания об имени существительном; научить опознавать существительное среди других частей речи, характеризовать морфологические признаки существительного и его синтаксическую роль.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Работа в команде.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка. “Четвёртый лишний”.

1) Генерал, сигнал, бокал, пропал; 2) букварь, фонарь, словарь, сухарь (нет суффикса); 3) горняк, дубняк, ивняк, березняк (суффикс с другим значением); 4) покрой, сухостой, настрой, постой (остальные — омоформы).

II. Изучение темы урока.

1. — Слова каких частей речи встретились в лингвистической разминке? А в формулировке темы урока? Как вы определили, какие из них имена существительные? Что мы называем с их помощью? Дополните свои наблюдения материалами учебника на с. 44 и упр. 471.

2. Сбор материала для характеристики синтаксической роли имён существительных (упр. 472, 473, 475, 476) сопровождается составлением таблицы с примерами. В сильном классе стоит дополнить информацию о синтаксической роли существительного наблюдением над сочетаниями из упр. 476, где они являются определениями (дом матери, игры детства, дорога в школу). Вывод: существительное может быть любым членом предложения.

3. Чтение, анализ, комментирование, дополнение, запоминание определения на с. 46. Учащиеся работают в парах, проверяя друг друга.

4. Анализ теоретических сведений на с. 47, выполнение упр. 478, 479, которые учащиеся дополняют своими примерами. В существительных из упр. 478 выделяют суффиксы, вносят в таблицу в тетрадь-справочник, делают вывод об их значении (-ость-, -от-, -изн-, -ев- — суффиксы с отвлечённым значением).

III. Закрепление изученного материала.

1. Работа с памяткой “Как определять части речи” на с. 150, выполнение упр. 477.

2.Упр. 480 дополняется выявлением роли существительных в описательных текстах, определяется значение слов червонный, коростель, выпь.

IV. Подведение итогов урока.

Класс делится на группы, готовит вопросы для перекрёстного опроса.

V. Домашнее задание. Упр. 481.






Для любых предложений по сайту: [email protected]