Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Имя существительное как часть речи - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
Результаты обучения. Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; гордость за героическое прошлое народа и его язык; стремление к речевому совершенствованию; метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск информации; владение речевым этикетом; переработка информации; воспроизведение прослушанного / прочитанного текста в письменной форме; предметные: знать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль, правило употребления заглавной буквы, правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных, правило правописания о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных, порядок морфологического разбора существительного, структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении; уметь определять род имён существительных, распознавать существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа, находить начальную форму и определять склонение, верно употреблять предлоги, правильно писать падежные окончания, графически обозначать условия выбора окончания, образовывать формы именительного и родительного падежей существительных во множественном числе, находить ключевые слова.
Уроки 119, 120. Имя существительное как часть речи (§ 88)
Цели уроков: систематизировать имеющиеся знания об имени существительном; научить опознавать существительное среди других частей речи, характеризовать морфологические признаки существительного и его синтаксическую роль.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Работа в команде.
Ход уроков
I. Лингвистическая разминка. “Четвёртый лишний”.
1) Генерал, сигнал, бокал, пропал; 2) букварь, фонарь, словарь, сухарь (нет суффикса); 3) горняк, дубняк, ивняк, березняк (суффикс с другим значением); 4) покрой, сухостой, настрой, постой (остальные — омоформы).
II. Изучение темы урока.
1. — Слова каких частей речи встретились в лингвистической разминке? А в формулировке темы урока? Как вы определили, какие из них имена существительные? Что мы называем с их помощью? Дополните свои наблюдения материалами учебника на с. 44 и упр. 471.
2. Сбор материала для характеристики синтаксической роли имён существительных (упр. 472, 473, 475, 476) сопровождается составлением таблицы с примерами. В сильном классе стоит дополнить информацию о синтаксической роли существительного наблюдением над сочетаниями из упр. 476, где они являются определениями (дом матери, игры детства, дорога в школу). Вывод: существительное может быть любым членом предложения.
3. Чтение, анализ, комментирование, дополнение, запоминание определения на с. 46. Учащиеся работают в парах, проверяя друг друга.
4. Анализ теоретических сведений на с. 47, выполнение упр. 478, 479, которые учащиеся дополняют своими примерами. В существительных из упр. 478 выделяют суффиксы, вносят в таблицу в тетрадь-справочник, делают вывод об их значении (-ость-, -от-, -изн-, -ев- — суффиксы с отвлечённым значением).
III. Закрепление изученного материала.
1. Работа с памяткой “Как определять части речи” на с. 150, выполнение упр. 477.
2.Упр. 480 дополняется выявлением роли существительных в описательных текстах, определяется значение слов червонный, коростель, выпь.
IV. Подведение итогов урока.
Класс делится на группы, готовит вопросы для перекрёстного опроса.
V. Домашнее задание. Упр. 481.