Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Цели урока: познакомить с существительными, имеющими форму только множественного числа; научить соотносить их с определённой лексической группой, распознавать в тексте и правильно произносить.

Личностные УУД. Саморазвитие. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Самоанализ. Познавательные УУД. Установление аналогий. Извлечение и преобразование информации. Коммуникативные УУД. Постановка вопросов.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Переделайте слово дом так, чтобы оно оставалось в И. п. ед. ч. м. р., но имело бы окончания -а; -о; -е. (Домина, домишко, домище.)

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

Учащиеся выбирают существительные, определяют их род и число, образуют форму другого числа. От какого существительного сделать это невозможно? (Повидло.) Вывод: в русском языке есть существительные, у которых может быть форма только одного числа.

III. Работа по теме урока.

1. Работа с упр. 508, материалами для наблюдения и теоретическими сведениями (с. 58).

2. Учитель сообщает об основных лексических группах существительных, у которых есть форма только множественного числа, учащиеся составляют таблицу, наполняя её примерами, используют упр. 509.

1. Парные или состоящие из нескольких частей предметы

Ножницы, очки, ворота, кавычки, сани, вожжи, грабли, плоскогубцы, оглобли

2. Вещества, материалы

Щи, белила, отруби, чернила, дрожжи, духи

3. Действия, игры, обряды

Горелки, жмурки, побои, проводы, выборы

4. Отрезок времени

Сутки, каникулы, будни

5. Географические, астрономические названия

Курилы, Афины, Пиренеи, Великие Луки, Весы, Близнецы, Гончие Псы

6. Множественная совокупность, собирательность

Шахматы, кудри, джунгли, мемуары, консервы, бусы, макароны

3. Упр. 510, 511. Слова, имеющие только форму множественного числа, заносятся в таблицу, для закрепления орфоэпической нормы они несколько раз проговариваются, записываются в словари, устно (или письменно, можно по определённым схемам) с ними составляются предложения.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель читает определение слов, учащиеся записывают их в составе словосочетаний. Условие: ответы — это слова, имеющие форму только множественного числа: 1) крестьянские сани без кузова для перевозки дров, сена (дровни); 2) обсуждение какого-либо спорного вопроса (дебаты); 3) мелкие частицы, образующиеся при обработке материала (опилки); 4) горы в Западной Европе (Альпы); 5) короткие летние брюки (шорты); 6) грязная вода с пищевыми отходами после мытья посуды (помои); 7) узкие, плотно облегающие хлопчатобумажные брюки (джинсы); 8) состязания верховых лошадей (скачки); 9) воспитательное учреждение для детей до 3 лет (ясли); 10) на этом сооружении любят кататься дети (качели); 11) музыкальный инструмент Садко (гусли); 12) богатый, большой дом (хоромы).

V. Подведение итогов урока. Вопросы формулируют учащиеся.

VI. Домашнее задание. Упр. 512 (записать весь текст с заголовком).






Для любых предложений по сайту: [email protected]