Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
Цели урока: познакомить с существительными, имеющими форму только множественного числа; научить соотносить их с определённой лексической группой, распознавать в тексте и правильно произносить.
Личностные УУД. Саморазвитие. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Самоанализ. Познавательные УУД. Установление аналогий. Извлечение и преобразование информации. Коммуникативные УУД. Постановка вопросов.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Переделайте слово дом так, чтобы оно оставалось в И. п. ед. ч. м. р., но имело бы окончания -а; -о; -е. (Домина, домишко, домище.)
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
Учащиеся выбирают существительные, определяют их род и число, образуют форму другого числа. От какого существительного сделать это невозможно? (Повидло.) Вывод: в русском языке есть существительные, у которых может быть форма только одного числа.
III. Работа по теме урока.
1. Работа с упр. 508, материалами для наблюдения и теоретическими сведениями (с. 58).
2. Учитель сообщает об основных лексических группах существительных, у которых есть форма только множественного числа, учащиеся составляют таблицу, наполняя её примерами, используют упр. 509.
1. Парные или состоящие из нескольких частей предметы |
Ножницы, очки, ворота, кавычки, сани, вожжи, грабли, плоскогубцы, оглобли |
2. Вещества, материалы |
Щи, белила, отруби, чернила, дрожжи, духи |
3. Действия, игры, обряды |
Горелки, жмурки, побои, проводы, выборы |
4. Отрезок времени |
Сутки, каникулы, будни |
5. Географические, астрономические названия |
Курилы, Афины, Пиренеи, Великие Луки, Весы, Близнецы, Гончие Псы |
6. Множественная совокупность, собирательность |
Шахматы, кудри, джунгли, мемуары, консервы, бусы, макароны |
3. Упр. 510, 511. Слова, имеющие только форму множественного числа, заносятся в таблицу, для закрепления орфоэпической нормы они несколько раз проговариваются, записываются в словари, устно (или письменно, можно по определённым схемам) с ними составляются предложения.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель читает определение слов, учащиеся записывают их в составе словосочетаний. Условие: ответы — это слова, имеющие форму только множественного числа: 1) крестьянские сани без кузова для перевозки дров, сена (дровни); 2) обсуждение какого-либо спорного вопроса (дебаты); 3) мелкие частицы, образующиеся при обработке материала (опилки); 4) горы в Западной Европе (Альпы); 5) короткие летние брюки (шорты); 6) грязная вода с пищевыми отходами после мытья посуды (помои); 7) узкие, плотно облегающие хлопчатобумажные брюки (джинсы); 8) состязания верховых лошадей (скачки); 9) воспитательное учреждение для детей до 3 лет (ясли); 10) на этом сооружении любят кататься дети (качели); 11) музыкальный инструмент Садко (гусли); 12) богатый, большой дом (хоромы).
V. Подведение итогов урока. Вопросы формулируют учащиеся.
VI. Домашнее задание. Упр. 512 (записать весь текст с заголовком).