Род имён существительных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Род имён существительных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Цели урока: закрепить знания о роде имён существительных; познакомить с трудными случаями определения рода; совершенствовать умение согласовывать глаголы в форме прошедшего времени с существительными; научить находить и исправлять ошибки, связанные с определением рода.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Расширение представления о роде имён существительных. Синтез знаний. Сопоставление явлений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Сколько у вас имён? Учащиеся подбирают те варианты, в которых существуют их имена. Задача выявить лидера среди имён (например: Александр / Александра — Саша — Сашура — Шура — Шурик — Сашенька — Санюша — Санёк — Сашок — Алексаша — Алексашка — Алекс — Александрушка — Алексаня — Саня — Санюра — Санюха — Сашуля — Сашуня — Аля — Ася).

II. Проверка домашнего задания. Поиск среди записанных дома названий тех, в которых встречаются имена одноклассников.

III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Запишите по памяти (или с помощью товарища) предложение из “Сказки о царе Салтане...”: Родила царица в ночь... (Не то сына, не то дочь; / Не мышонка, не лягушку, / А неведому зверюшку), объясните правописание слов, определите род всех встретившихся здесь существительных. Были ли какие-нибудь трудности в определении рода?

2. Учитель информирует учащихся о том, что есть группа слов, в которых допускаются ошибки в определении рода. Учащиеся выполняют упр. 502 с опорой на таблицу на с. 56. Дополнительно вносятся слова: м. р. — тюль, помидор, шампунь; ж. р. — туфля, мозоль, бандероль (запись в словарик); ср. р. — щупальце. Составляются словосочетания с прилагательными.

3. Упр. 503, 504. Задание можно разнообразить: предложить составить распространённые предложения, предложения с однородными членами.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Найдите и исправьте ошибки. 1) Мне очень понравилась новая тюль. 2) Я натёрла здоровенный мозоль. 3) У него такая сильная голосина! 4) Помидора созрела к концу августа. 5) Новая рельса блестела на солнце. 6) Старое сараишко разваливалось на глазах. 7) Я люблю блинчики со сливовой повидлой, а мама — с творогом (орфоэпическая работа: творог, сливовый).

2. Упр. 507. Дополнительно: записать предложение, оформленное как диалог, с использованием кавычек, поменять местами слова прямой речи и автора, сопроводить их схемами, указать род существительных.

V. Подведение итогов урока. Учащиеся сообщают, что нового они узнали о роде имён существительных.

VI. Домашнее задание. Упр. 506.






Для любых предложений по сайту: [email protected]