Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Цели урока: познакомить с существительными, имеющими форму только единственного числа; научить соотносить их с определённой лексической группой, распознавать в тексте, правильно произносить, разграничивать существительные, имеющие оба числа, и те, которые имеют только форму единственного или множественного числа.

Личностные УУД. Саморазвитие. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение и преобразование информации. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

— В какой поговорке существительное зло употребляется во множественном числе? (Из двух зол выбирают наименьшее.)

Образуется ли от этого слова форма множественного числа, или мы имеем дела с отступлением? (Мн. ч. есть только в форме Р. п.)

II. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Работа с материалами учебника на с. 61, пересказ, подбор примеров.

2. Упр. 514 выполняется в форме таблицы (см. урок 126), дополняется графой “Собственные наименования”; по двум графам распределяются слова со значением “названия действий” и “названия свойств, качеств”. Учащиеся комментируют орфограммы.

3. Таблица дополняется словами из упр. 515, 516. Выполнение задания сопровождается орфоэпическим тренингом, записью слов в словарики (каучук, силос, страда), составлением предложений по схемам.

III. Закрепление изученного материала.

1. Упр. 517 продолжается выборочным диктантом, существительные из которого распределяются по трём столбикам (за каждую группу у доски отвечает один из трёх учеников): 1. Я прислушиваюсь на досуге к голосам детворы за рекой. (Б. Пастернак) 2. Ах, в буднях мало красоты! (Саша Чёрный) 3. Синий туман. Снеговое раздолье, тонкий лимонный лунный свет. (С. Есенин) 4. Вынул вилы и топор и отправился в дозор. (П. Ершов) 5. На всю Сибирь, на весь Урал метельная мура. (В. Маяковский) 6. И светить бы рядом стали Орион и Водолей. (Н. Щербина)

2. Подбор антонимов, имеющих только форму единственного числа: молодость (старость), болезнь (здоровье), гениальность (бездарность), чернота (белизна), веселье (скука), грохот (тишина), крупные деньги (мелочь).

IV. Подведение итогов урока. Учащиеся обобщают сведения о существительных, работая со словами в рамках на с. 62.

V. Домашнее задание. Упр. 518, запись слов в рамках в словари, заучивание их.






Для любых предложений по сайту: [email protected]