Три склонения имён существительных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Три склонения имён существительных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Цели урока: закрепить знания о склонениях существительных, умение находить начальную форму, определять тип склонения, склонять существительные.

Личностные УУД. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Познавательные УУД. Оценка и классификация объектов. Установление аналогий. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

— Как миг превратить в час? (Миг — маг — май — чай — час.)

— Что объединяет все эти слова? Максимально выявите сходства (1 слог; 3 звука: согл./гл./ согл.; сущ., м. р., нариц., ед. ч., И. п., 2-е скл.).

II. Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка, определение склонения существительных из домашнего упражнения. У доски учащиеся записывают составленные с существительными словосочетания, определяют склонение данных существительных.

III. Изучение темы урока.

1. Чтение теоретического материала (с. 62), подбор примеров, подготовка сообщения на лингвистическую тему. Класс делится на три варианта, каждый из вариантов представляет свой рассказ, все входящие в группу учащиеся должны привести примеры. После этого они устно склоняют существительные из упр. 519, сопоставляют окончания.

2. Составление таблицы по заданию упр. 521 с включением слов из упр. 520. Все окончания графически обозначаются, делается вывод о том, в словах какого склонения в начальной форме нулевые окончания.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Учащиеся определяют, какие слова относятся ко 2-му, какие — к 3-му склонению, выявляют, какую роль играет умение правильно определять род существительных, записывают слова в два столбика: бандероль, мозоль, рояль, картечь, совесть, тюль, панцирь, ночь, полынь, лазурь, изморозь, молодёжь, щавель, бутыль, янтарь, вуаль, озимь, кабель, портфель, календарь, насыпь, пристань, шалаш, дрожь, заросль, багаж, циркуль. Одновременно проводится орфографическая, орфоэпическая и лексическая работа.

2. Объяснительный диктант. Орфограммы графически обозначаются.

На рассвете, на рассвете лучший клёв у рыбака. / На рассвете, на рассвете лучший гриб у грибника. / На рассвете, на рассвете птичий звон со всех сторон. / На рассвете, на рассвете у лентяя лучший сон. (В. Берестов)

Учащиеся делают фонетический, морфемный разбор существительных по указанию учителя, определяют склонение, выделяют окончания.

V. Подведение итогов урока. Зачем нужно знать склонение существительных?

VI. Домашнее задание. Подготовка к словарному диктанту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]