Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Разделительные ъ и ь - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: повторить правила употребления разделительных знаков (орф. № 6); закрепить навык обнаружения данной орфограммы и разграничения роли ь как разделительного и как показателя мягкости предшествующего согласного; упрочить орфографические навыки учащихся; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; развивать исследовательские способности учащихся; дать первоначальное представление о нулевом окончании.
Личностные УУД. Саморазвитие. Интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов. Познавательные УУД. Расширение научных знаний о языке. Анализ явлений. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение вести диалог.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
На доске текст: “Друзя, внимание! Ожидается силная вюга! Сёмка будет в третем корпусе! Прошу не срыват обявление! Кто сорвёт, того побю! Серёзно!”
— О каких буквах забыл писавший? Зачем они нужны? Запишите этот текст правильно.
II. Опрос по теме урока.
— Одинакова ли роль ь в словах сильная и вьюга?
— А сколько ролей играет в русском языке ъ?
— Почему вы не написали: будьет, корпусье, съерьёзно?
— Почему эти знаки называются разделительными? Что они разделяют?
— Проговорите пары слов: лисы — лисьи; лёд — льёт; весть — въезд; батя — братья; браню — бранью. Чем они различаются? Напишите транскрипцию любой из этих пар.
У доски 5 учеников транскрибируют по одной паре слов. Под руководством учителя класс делает коррекцию записей, затем выделяет звук, который при письме “прячется” за разделительные знаки.
Следует обратить внимание учащихся на то, что в словах с разделительным ъ предшествующий согласный звук может произноситься и мягко, и твёрдо, например, в словах въезд, съезд: [в] и [в’]; [с] и [с’]. Этот знак не является указателем на твёрдость, у него нет такой роли. Две роли играет только ь. Возможно, это предупредит ошибки в словах побьём, разобьёт и аналогичных им.
III. Работа с учащимися по учебнику.
1. Чтение орф. № 6 и теоретических сведений (с. 28), повторение их; анализ материалов таблицы, выполнение упр. 54.
2. Выполнение упр. 56, 57. Выделение окончаний в словах упр. 56, приставок — в словах упр. 57.
Классу может быть знакомо понятие “нулевое окончание”, в таком случае учащимся легче указать на то, где и когда “появляется” разделительный ь. Если класс об этом не знает, то учителю на примере слов данного упражнения нужно дать первоначальное представление о нулевом окончании, предложив учащимся дома заглянуть во вторую часть учебника на с. 8.
Особенно внимательно выделяем окончания в группе прилагательных — как правило, учащиеся не видят в них нулевого окончания: заячий[ ] (путают с аналогичными формами — синий), а также в первой группе существительных — воробей[ ].
3. Выполнение упр. 58 заканчивается взаимопроверкой и оценкой работы товарища. Одновременно у доски работают 4 учащихся, выписывая слова (не словосочетания) по видам орфограмм (не только с пропущенными орфограммами): 1) с разделительными знаками; 2) с согласными в корнях слов; 3) с ь — показателем мягкости согласного; 4) с гласными в корнях слов. Все орфограммы графически выделяются.
IV. Контроль за усвоением темы.
— В каких словах не пишется ъ или ь? Почему? Придумайте с каждым из слов словосочетания (форму слов можно менять) и запишите их в 2 столбика (с разделительным знаком / без разделительного знака).
Трёх_этажный, сверх_естественный, без_облачный, с_узить; с_ёжиться, обез_яна, сверх_скоростной, с_агитировать, проб_ём, разол_ют.
V. Подведение итогов урока в форме самооценки усвоения материала.
VI. Домашнее задание. 1. Упр. 55 с корректировкой задания: предложения составляются со всеми словами. 2. Усложнённое задание (по желанию): с данными словами составляется текст.