Имя прилагательное как часть речи - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Имя прилагательное как часть речи - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное

Результаты обучения. Личностные: понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; стремление к речевому совершенствованию; метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск информации; преобразование визуальной информации в текстовую; предметные: знать морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль, особенности употребления в речи, грамматические особенности кратких форм прилагательных, правила правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных, ое после шипящих в окончаниях прилагательных, порядок морфологического разбора имени прилагательного, структуру описания, задачи художественного описания животного; уметь правильно ставить ударение в кратких формах прилагательных, графически обозначать условия выбора правильного написания падежных окончаний прилагательных, кратких прилагательных с основой на шипящий, составлять текст — описание животного на основе картины и на основе личных впечатлений.

Урок 143. Имя прилагательное как часть речи (§ 101)

Цели урока: систематизировать имеющиеся знания об имени прилагательном; развивать умения опознавать прилагательное среди других частей речи, определять образную роль прилагательного в речи.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов. Познавательные УУД. Оценка и классификация объектов. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Работа в мини-группе.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Абракадабра”: яшеманс, тойкирок, высетел. (Смешная, короткий, светлые.)

— Что объединяет все получившиеся слова?

II. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Учащиеся повторяют известные им сведения об имени прилагательном, пишут словарный диктант на базе изученных в течение года слов.

Восклицательный, повествовательный, фонетический, сонорный, современный, лиловый, письменный, ароматный, лазурный, бирюзовый, многозначный, необыкновенный, ослепительный, громадный, пасмурный, фиолетовый, голубоватый, расчётливый, нарицательный, собственный, необъятный.

— На какие тематические группы можно разделить записанные прилагательные? Дополните каждую группу своими примерами.

2. Выявление роли прилагательного в речи: работа с материалами для наблюдения (с. 81), выполнение упр. 565.

3. При выполнении упр. 567 внимание уделяется также переносному значению прилагательного. Учащиеся подбирают синонимы к серый (день), чёрная (весть), затем находят в словаре на букву с (с. 163) прилагательные с пометой перен.: свирепый, седой, серебряный, повторяют определение эпитета.

III. Закрепление изученного материала.

Выразительное чтение стихотворения А. Прокофьева (упр. 567), самостоятельная работа по вопросам к упражнению. Учащиеся повторяют знакомый им из уроков литературы термин олицетворение, учитель просит подобрать примеры стихотворений, в которых авторы используют этот приём. Работа заканчивается списыванием с последующей взаимопроверкой.

IV. Подведение итогов урока.

— Каким был бы окружающий нас мир без прилагательных? Запишите этот ряд слов. Какую часть речи вы использовали для ответа на вопрос?

V. Домашнее задание. Подобрать стихотворные примеры с эпитетами и олицетворениями (можно использовать учебник литературы).






Для любых предложений по сайту: [email protected]