Глагол как часть речи - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Глагол как часть речи - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Результаты обучения. Личностные: осознание лексического и грамматического богатства русского языка, ответственности за написанное; стремление к речевому совершенствованию; метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; считывание информации, представленной в форме таблицы; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск нужных сведений, пользоваться различными словарями; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; предметные: знать морфологические признаки глагола (вид, время, спряжение) и его синтаксическую роль, порядок морфологического разбора; особенности употребления глаголов в речи; перечень корней с чередованием еи; способы образования форм будущего времени; правила написания: не с глаголами, ь после ч в неопределённой форме, безударной гласной перед суффиксом -л- в прошедшем времени, -тся- — -ться, е — и в корнях с чередованием, гласных в безударных личных окончаниях глаголов, ь после шипящих во 2-м лице ед. числа; знать композицию рассказа; уметь правильно ставить ударение в формах настоящего и прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний глаголов, составлять рассказ по личным впечатлениям, по данному началу, на основе изображённого.

Урок 158. Глагол как часть речи (§ 106)

Цели урока: систематизировать имеющиеся знания о глаголе; научить опознавать глагол среди других частей речи, характеризовать морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Знаете ли вы, что...

Л. Н. Толстой много работал над словами, в том числе над глаголами. Так, он нашёл глагол, от которого можно образовать новые при помощи приставок на, при, за, у, с, под, от, раз, об, до, в, из, вы, пере, про, по. Как вы думаете, какой это глагол? (Вести.)

II. Работа по теме урока.

1. Что вы знаете о глаголе? Подготовьте небольшой рассказ, используйте в нём глаголы из лингвистической разминки.

2. Прочитайте тексты упр. 603, 607. Узнаёте ли вы глаголы? Чем они отличаются от других частей речи? Зачем используются авторами в своих сочинениях? В чём особенность употребления глаголов в стихотворении Н. А. Некрасова? Учитель может сообщить о том, что повтор в начале стихотворных строк одного и того же слова называется анафорой.

3. Упр. 604, 605. Обобщение наблюдений: в роде и числе согласуется глагол-сказуемое с подлежащим только в 3-м предложении (сказуемое в нём выражено глаголом прошедшего времени в форме ед. ч).

4. Чтение, анализ и запоминание теоретических сведений на с. 97—98.

III. Закрепление изученного материала.

1. Упр. 607. После распределения слов на два столбика учащиеся записывают 1-й абзац, подчёркивают в нём главные члены предложения, определяют синтаксическую роль глаголов. Каждый столбик учащиеся дополняют своими примерами.

2. Выборочный диктант. Запись глаголов, выделение орфограмм. Орфограммы группируются по морфемам. Индивидуально у доски 2 ученика пишут графический диктант. Для проверки текст выводится на доску.

Через десять минут мы уже выехали из нашего городка и покатили по гладкой дороге. Впереди блестела речка, а рядом с ней виднелась мельница. За этой мельницей густо росли камыши, тянулось широкое болото. Там водились дикие утки, кулики и другая дичь. Джек гонялся за утками, но никак не мог поймать на воде увёртливую птицу. (По Г. Скребницкому)

IV. Подведение итогов урока. Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме урока на материале выведенного на доску текста.

V. Домашнее задание. Упр. 606 (письменно). Индивидуально: составить задание для лингвистической разминки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]