Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Не с глаголами - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол
Цели урока: научить применять правило правописания не с глаголами (орф. № 21), графически обозначать условия выбора написания.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Работа в паре.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Проводится по материалам индивидуального задания.
II. Проверка домашнего задания. В каком предложении из домашней работы можно опустить глагол? Почему? В каком глаголе в окончании пишется буква я в отличие от всех остальных? Почему? Обратите внимание: в современном языке ударение в личных формах этого глагола (кроме белю) падает на корень: белят (ударение на последний слог допустимо, но устаревает).
III. Изучение темы урока.
1. Работа с учебником: чтение и анализ материалов для наблюдения (с. 99), упр. 608, анализ и запоминание орф. № 21.
2. Упр. 609, графическое выделение орфограммы, устная работа по образцу. У доски ученик выписывает глаголы, пишущиеся с не слитно. Анализ глаголов в рамке, составление предложений с этими глаголами.
3. Упр. 610 сопровождается работой с толковым словарём (с. 160), записью слов в личные словарики. Сильному классу (ученикам) предлагается распространить предложения, в том числе составить предложения с однородными членами, сложные или с прямой речью.
IV. Закрепление изученного материала.
Самостоятельно выполняются упр. 611, 612. Со словами упр. 611 составляются 2—3 предложения.
V. Подведение итогов урока. В форме взаимопроверки самостоятельно выполненной работы.
VI. Домашнее задание. Записать 3—4 пословицы, в которых есть глаголы с не.