Правописание -тся и -ться в глаголах - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Правописание -тся и -ться в глаголах - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Цели уроков: закрепить и развить навык правописания -тся и -ться в глаголах (орф. № 23); научить правильно произносить глаголы на -тся и -ться, графически обозначать условия выбора правильного написания.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Установление аналогий. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Работа в паре.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка. Слушая текст, учащиеся записывают глаголы в неопределённой форме.

Много в русском языке слов для описания небесных явлений. В народе говорят, что туча не прошла, а свалилась. Молнии то с размаху бьют в землю, то полыхают на чёрных тучах. Радуги сверкают, гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. (По К. Паустовскому)

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выписывают из домашней работы и лингвистической разминки глаголы с -тся и -ться, объясняют их написание.

III. Работа по теме урока.

1. Чтение, анализ, запоминание орф. № 23 (с. 106).

2. Сопоставительный синтаксический анализ предложений.

3. Работа над произношением буквосочетаний -тся и -ться, транскрибирование глаголов родиться — родится: [рад’ица].

4. Тренировочные упражнения: упр. 632, 633. Взаимопроверка работ.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Пословицы из упр. 634 записываются по вариантам: с -тся и -ться. Орфограммы выделяются в соответствии с образцом (с. 106), подчёркиваются грамматические основы.

2. Лексическая работа: запись слов в рамках на с. 108 в словарики. Написание мини-сочинений со словами в рамках или по заданию упр. 635.

3. На доску выписываются слова: надо, нужно, можно, следует, необходимо, нельзя, пора. Учащиеся должны составить с ними словосочетания по модели: надо + неопр. форма (надо готовиться), подбирая различные глаголы с -ться. С тремя сочетаниями записываются предложения.

4. Самостоятельное составление рассуждения на тему “Как не ошибиться в написании глаголов на –тся- — -ться?”.

5. Объяснительный диктант. 1. Но всё буду сердцем стремиться я к родине бедной своей! (А. Плещеев) 2. С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. (А. Фет) 3. Приятно встретиться в столице шумной с другом. (Н. Некрасов) 4. Звёзды светятся, светятся, уж никто мне не встретится. (С. Клычков) 5. Не идётся и не едется, потому что гололедица. Но зато отлично падается! Почему ж никто не радуется? (В. Берестов)

V. Подведение итогов урока. Упр. 636.

VI. Домашнее задание. Упр. 637.






Для любых предложений по сайту: [email protected]