Виды глагола - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Виды глагола - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Цели урока: познакомить с понятиями виды глагола, видовые пары; научить различать глаголы совершенного и несовершенного вида, определять вид глагола, распознавать видовые пары.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Постановка вопросов. Оценка действий товарищей.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

У доски двое учащихся по памяти записывают стихотворение Н. Рыленкова; остальные в тетрадях записывают только глаголы.

II. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока. — Чем отличаются друг от друга спасатель и спаситель?

(Спасатель обозначает постоянное занятие, профессию; спаситель называет того, кто спасает кого-то в данный момент). Сравните состав слов и подумайте, что делает их разными. Учитель предлагает найти глаголы, от которых данные существительные образовались: спасать — спасти, и продолжает урок с опорой на них: “Что общего у этих глаголов и чем они различаются?”

III. Изучение нового материала.

Россия русскими руками

Себя спасла и мир спасла.

(Г. Иванов)

Сила духа, сила воли

В этой чаще нас спасала.

(И. Суриков)

1. Поставьте к глаголам вопросы, определите, в каком предложении глагол обозначает действие уже совершённое, а в каком — длительное, незавершённое. Работа продолжается с материалами для наблюдения на с. 109. Анализ таблицы дополняется подбором самостоятельных примеров, от глаголов из домашней работы образуются возможные временные формы, определяется их вид.

2. Запоминание теоретических сведений на с. 110, подготовка устных сообщений со своими примерами, выполнение упр. 639.

3. Учитель объясняет, что в русском языке глаголу одного вида соответствует глагол другого вида с близким лексическим значением, как в случае с глаголами спасать — спасти, а также делать — сделать. Такая пара называется видовой парой. Подтверждая этот тезис, учащиеся выполняют упр. 638 (текст сначала выразительно читается, можно по ролям).

IV. Закрепление изученного материала.

1. Выборочный диктант: запишите глаголы в два столбика, по видам.

1) Россия нуждается в умных и честных людях. 2) Нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука. 3) Она нас не дослушала, отошла в сторону. 4) Светлая дружба греет сердца. 5) За это время растает снег, умчатся воды, зазеленеет трава и покроется цветами земля. 6) В траве стрекотали кузнечики, хлопотали в травах пчёлки.

2. Образуйте видовую пару от глаголов: махать, сверкать, толкать, глотать, кричать, отвинчивать, запишите их в составе словосочетаний.

V. Подведение итогов урока. Учащиеся задают вопросы по теме урока вызванным к доске товарищам, оценивают их знания.

VI. Домашнее задание. Упр. 640.






Для любых предложений по сайту: [email protected]