Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Текст - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: повторить признаки текста; формировать умение строить текст, характеризовать его тему, оценивать смысловую цельность, составлять письменный пересказ (изложение) текста с опорой на предложенный план.
Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Коррекция. Саморегуляция. Познавательные УУД. Преобразование визуальной информации в текстовую. Выявление основной и второстепенной информации. Построение письменного высказывания. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение вести диалог.
Ход урока
I. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.
Слова, в которых допущены ошибки, группируются по видам орфограмм. В результате составляется рейтинг ошибок. Рекомендуется вести “Словарь личных ошибок”, в который они заносятся в систематизированном виде. Ведение такого словаря в течение учебного года поможет следить за динамикой усвоения проблемных тем.
II. Устная работа по актуализации темы урока.
— Что представляет собой первая часть выполненной вами контрольной работы? Какие бывают тексты, где вы их встречаете?
При ответе на вопросы учащиеся работают со схемой на с. 32.
1. Чтение диалога упр. 66 по ролям. Характеристика выделенных слов и “наложение” их на текст диктанта.
2. Сопоставление материалов упр. 67. Работа по вариантам: 1-й вариант готовит рассуждение “Почему первую запись нельзя назвать текстом”; 2-й вариант доказывает, что вторая запись — это текст.
III. Работа по теме урока с материалами учебника.
1. Выводы, сделанные учащимися о признаках текста, сравниваются с определением, данным в учебнике (с. 34). Определение повторяется в парах.
2. Упр. 68 выполняется сначала устно, затем по вариантам письменно. Заканчивается мини-конкурсом на лучший заголовок.
При делении текста на две части следует остановиться на стыке и разобраться, почему предложение “Стояла тишина” является заключительным в первой части текста, а не первым в следующей части, хотя в ней также речь идёт о тихом дне. Учащимся предлагается сравнить формы глаголов стояла — вхожу и сделать вывод об их несовместимости.
IV. Подготовка к изложению текста (по материалам упр. 70).
1. Чтение текста Г. Скребицкого (упр. 70) про себя, затем выразительно вслух.
2. Выявление признаков текста по проанализированному ранее определению текста, сопровождающееся анализом предложенных заголовков, пересказом частей текста, характеристикой стиля речи.
3. Анализ плана к тексту.
4. Анализ задания пересказать текст от 3-го лица.
Учитель предлагает подобрать слова, которые заменят местоимения я: охотник (его учащиеся находят в четвёртом пункте плана текста); рассказчик; автор рассказа. Слова выносятся на доску. Затем учитель помогает переделать первые два предложения текста, обращая внимание учащихся на то, что пересказ от 3-го лица требует не только замены местоимения существительным. Другим словам и выражениям также надо уделить внимание: лучше заменить разговорное раз на нейтральное однажды или как-то раз, убрать на охоте, если для замены местоимения вводится существительное охотник, второе предложение начать не с глагола, а с местоимения он.
Учитель поясняет, что исходный текст передаёт события, происходящие с непосредственным участником, свидетелем, а учащиеся являются сторонними наблюдателями, слушателями истории, поэтому тональность их пересказа несколько иная, их главная задача — сохранить последовательность описанных автором событий, а отдельные обороты речи исходного текста уместно заменить.
V. Изложение текста по плану.
VI. Домашнее задание. Связный рассказ о тексте по материалам § 14.