Части речи - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Части речи - Повторение изученного в 4 классе

Цели урока: совершенствовать умение распознавать самостоятельные части речи; познакомить со всеми частями речи; повторить признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов; повторить наречие как неизменяемую часть речи, познакомить с его признаками; продолжить развитие орфографической зоркости учащихся; совершенствовать навыки пересказа повествовательного текста.

Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию. Развитие нестандартного мышления. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Познавательные УУД. Вычитывание информации, представленной в схеме. Сопоставление явлений. Построение устного высказывания и нахождение способов его оценки. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в команде. Умение вести диалог.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Используется перекрёстный опрос. К доске вызываются два ученика. Учитель задаёт вопросы о тексте (по теме домашнего задания). Для того чтобы ученики не перебивали друг друга, отвечая на вопросы, им вручаются флажки, которые они поднимают, если знают ответ на вопрос. Кто первый поднял, тот и отвечает. За каждый верный ответ ученик получает жетон. За правильностью ответов следит класс, он же участвует в ответах на вопросы, на которые не смогли ответить находящиеся у доски.

Можно поручить проведение перекрёстного опроса ученику. В таком случае класс будет оценивать и его работу, дополняя опрос вопросами по теме, которые он не задал.

II. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

Сравните предложения: На вопрос был найден простой ответ. — За простой машин отвечает диспетчер. — Хочешь испытать свой вестибулярный аппарат — простой две минуты на одной ноге с закрытыми глазами.

— По каким признакам вы определили принадлежность слова простой к той или иной части речи?

III. Работа по теме урока с материалами учебника.

1. Характеристика существительного, прилагательного, глагола с использованием схемы упр. 71 (с. 35) и с тематическим подбором примеров по вариантам: 1-й — о сегодняшней погоде; 2-й — об учебнике русского языка; 3-й — о своей семье.

2. Учащиеся перечисляют известные им части речи, о которых нет сведений в указанной схеме, записывают их в столбик с примерами.

3. Читая стихотворение О. Высотской “Весёлая грамматика” (упр. 74), учащиеся дополняют свои записи, затем готовятся к выразительному чтению стихотворения. (Ответить на последний вопрос к упражнению на уроке не удастся, поскольку разделы, посвящённые частям речи, находятся во второй части учебника. Можно предложить на этот вопрос ответить дома.)

4. Выполнение упр. 72 начинается с выразительного чтения стихотворения Т. Литвиновой “Мы чинили табурет”, затем заполняется таблица, работа сопровождается характеристикой слов с опорой на схему упр. 71.

5. Таблица дополняется словами из упр. 73. Комментируется “взаимопомощь” (“взаимовыручка”) частей речи при правописании безударной гласной в корне слова. Предупреждение с записью в словари слов пловец и пловчиха.

IV. Характеристика признаков наречия.

1. Характеристика наречий, записанных в таблице (рано, подряд).

1) Учащиеся находят слова, от которых к ним задаётся вопрос, выписывают их: чинили когда? рано; пилили как? подряд; 2) сопоставляют эти вопросы с теми, на которые отвечают существительные, прилагательные, глаголы; 3) находят закономерность в выписанных словосочетаниях.

2. Учитель сообщает о том, что наречия действительно чаще всего зависят от глаголов, и предлагает попытаться изменить форму наречий. Делается вывод об их неизменяемости.

3. В рассказе В. Бианки (упр. 75) — его учащиеся читают про себя, затем вслух — они находят словосочетания с выделенными наречиями (подтверждают предварительные наблюдения), задают от глаголов вопросы и дополняют ими таблицу.

4. Поисковое задание на материале упр. 77. Учащиеся выписывают из текста А. Гайдара наречия. Комментируют, какую роль в поиске им оказали выделенные в упражнении глаголы.

Следует дополнить наблюдения предложением Потихоньку ощупывая каждый камешек, они прошли метров пять, поставив вопрос от деепричастия к наречию потихоньку (в упр. 75 уже встречалось словосочетание с деепричастием — крепко сжимая).

V. Закрепление изученного и подведение итогов урока.

Закрепление материала можно провести в форме игры (упр. 76), предлагая командам не только оценить пересказ других групп, но и “просканировать” его на употребление наречий. Для этого специально назначенные командой арбитры во время пересказа соперников записывают употреблённые ими наречия.

По итогам работы класс делает выводы о том, какое место в речи занимают наречия, с какой частью речи они чаще всего “водят дружбу”, обращает внимание на слитное написание наречий, приведённых в рамочках на полях учебника.

VI. Домашнее задание. 1. Выписать слова в рамочке на с. 38 в словарь, запомнить их написание. 2. Сочинение по упр. 78.






Для любых предложений по сайту: [email protected]