Настоящее время - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Настоящее время - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Цели урока: закрепить знание об образовании форм настоящего времени только от глаголов несовершенного вида; научить распознавать такие глаголы, изменять их в настоящем времени, соблюдать правильное ударение, употреблять глаголы в настоящем времени в речи.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Личностная рефлексия. Познавательные УУД. Установление аналогий. Оценка и классификация объектов. Коммуникативные УУД. Работа в паре. Совершенствование устной речи.

Ход урока

I. Орфографическая разминка. Запишите слова, определите, какая орфограмма в них представлена: беречь, стричь, отвлечь, смочь, увлечь, растолочь, рассечь, перелечь, засечь, выпечь, навлечь, приволочь (орф. № 22).

Образуйте от этих глаголов форму мужского рода прошедшего времени. В чём особенность её образования? Какая орфограмма на конце этой формы? Как проверить этот согласный? (Согласные г, к, орф. № 3, проверяется формой женского рода: навлёк — навлекла; стриг — стригла.)

II. Проверка домашнего задания. Чтение двустиший, выбор лучшего стихотворения, проверка в парах произнесения форм прошедшего времени.

III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Работа с материалами для наблюдения, выполнение упр. 659, чтение, запоминание теоретических сведений (с. 118).

2. Упр. 660 под руководством учителя. Внимание к глаголам совершенного вида (повторить, сказать, сбросить, кинуть), предупреждение от возможного смешения видовых пар и образования будущего времени.

IV. Орфоэпическая работа.

Перечень слов в рамке на с. 119 (задание к упр. 661) дополняется подбором однокоренных глаголов с приставками и употреблением их в разных лицах и числах (перезвоним, дозвонишься и пр.), а также другими глаголами с такой же орфоэпической ситуацией — включить: включит (переключим); сорить: сорит (засорим); кровоточить: кровоточит; слепить: слепит (ослепишь).

V. Закрепление изученного материала. Комментированный диктант.

Приходит2 ночь, и постепенно оживает1 сила души. Я гашу лампу, и ночь начинает медленно светлеть. Темнота пропитывается отсветом снега. Морской залив подсвечивает ночь и превращает её в прозрачный сумрак. Слышно, как за окошком слетает2 с хвои иней, осторожно потрескивает и позванивает. (По К. Паустовскому)

Учащиеся выделяют окончания в глаголах настоящего времени, составляют схемы сложных предложений, делают разбор указанных слов.

VI. Подведение итогов урока. Взаимопроверка.

VII. Домашнее задание. Упр. 658. Написать текст “Сейчас дома”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]