Прошедшее время - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Прошедшее время - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Цели урока: сформировать знание о способе образования форм прошедшего времени; научить распознавать глаголы прошедшего времени, изменять их по числам и в единственном числе по родам, писать безударную гласную перед суффиксом -л-, графически обозначать условия выбора правильного написания, соблюдать орфоэпические нормы.

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Личностная рефлексия. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Переработка информации. Коммуникативные УУД. Работа в паре. Совершенствование устной речи.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Абракадабра”: леряваз, яданятесь. (Развеял, надеяться.) Какие признаки у этих глаголов одинаковые? Чем они различаются? Какая орфограмма их объединяет?

II. Проверка домашнего задания. Чтение пословиц, определение лексического и грамматического значения слова время, повторение понятия многозначность.

III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Работа с материалами для наблюдения и теоретическими сведениями на с. 116. Выводы о способе образования формы прошедшего времени и изменении по числам и в единственном числе по родам. Последний вывод необходимо отработать путём сопоставления глаголов, в единственном числе имевших родовые признаки: травы всходили = ростки всходили.

2. Работа с текстом: выписать глаголы, поставить в начальную форму, сравнить написание форм и сделать вывод о том, что пишется перед суффиксом -л-. Затем читается правило на с. 117.

Пока весь снег в тумане таял,

Я слушал, притаясь к окну:

В тумане пёс протяжно лаял

На запоздавшую луну...

(С. Клычков)

3. Работа с упр. 655 под руководством учителя.

4. Учитель сообщает о том, что ряд глаголов образует форму прошедшего времени в мужском роде без суффикса -л-: нести — нёс — несла; сжечь — сжёг — сожгла. Учащиеся образуют эти формы от глаголов: вести, везти, трясти, жечь, печь, мочь, идти, замереть, отпереть, грести, расти.

IV. Орфоэпический тренинг.

1. Закономерность постановки ударения в словах упр. 655: в прошедшем времени ударение падает на тот же слог, что и в неопределённой форме. Учитель предупреждает о том, что ряд употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода падает на окончание, в остальных остаётся на основе.

2. Выполняется упр. 656. Тренинг в парах, взаимопроверка. Первая группа слов дополняется приставочными глаголами (перегнала, загнала, отогнала и пр.). Обращается внимание на то, что приставка вы- всегда ударная.

3. Запоминаются формы с ударением на основу: клала, крала, слала, послала (с глаголом класть учащиеся работали на уроке 168).

4. Подбор рифм к трудным формам. Можно использовать в работе и другие орфоэпически трудные слова, например: клала — квартала.

V. Закрепление изученного материала.

1. Образуйте от глаголов все формы прошедшего времени, произнесите правильно: переплыть, занять, начать, продать, прибыть, создать, прожить, переждать, вышить, сдать, убрать, послать, сгнить, поднять.

2. Образуйте от глаголов форму прошедшего времени и составьте с ними словосочетания: примерить, надеяться, зависеть, предвидеть, рассеять, бросить, выздороветь.

VI. Подведение итогов урока. От глаголов какого вида можно образовать формы прошедшего времени? Подтвердите ответ примерами.

VII. Домашнее задание. Упр. 657, сочинение двустиший с подобранными на уроке рифмами (по желанию).






Для любых предложений по сайту: [email protected]