Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа - Урок 2 - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа - Урок 2 - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Цели урока: систематизировать правила употребления мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Синтез знаний. Обобщение и систематизация. Создание алгоритма деятельности. Коммуникативные УУД. Групповая работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

— Как вы думаете, есть ли связь между словами мак, маковка и макушка? Ответить помогает ученик, готовивший индивидуальное задание. Какой месяц называют макушкой лета? (Июль.) Как вы понимаете поговорки: ушки на макушке; во рту ни маковой росинки; зарделась, точно маков цвет. Вопрос на сообразительность: “Если маковник — это засушенный пряник с маком, то что значит слово маковница?” (Маковница — продавщица таких пряников.)

II. Проверка домашнего задания.

1. — Помогла ли проведённая работа понять, почему в стихотворении Тютчева в слове макушка ударение падает на первый слог? При каком произнесении слова в нём больше нежности и теплоты?

2. Контрольный диктант по упр. 693.

III. Обобщение материала по употреблению ь после шипящих на конце слов разных частей речи.

1. Упр. 692, взаимопроверка. Сопоставление использования глаголов 2-го л. в данном тексте и в пословицах.

2. Учащиеся по группам собирают весь материал о написании шипящих на конце слов (орф. № 8, 20, 22), составляют таблицу, готовят алгоритм, отражающий рассуждение о выборе написания, защищают свой вариант работы перед классом.

IV. Закрепление изученного материала.

Выборочный диктант с распределением слов в зависимости от орфограммы: существительные с ь; существительные без ь; краткие прилагательные; глаголы. У доски работают 4 человека, отвечающие за одну из групп.

I. Собрал восемь груш; заботишься о животных; ёж колюч; борщ горяч; примешь душ; парень широкоплеч; приготовишь дичь; соберёшь мелочь; плач горюч; возьмёшь рубеж; бросишь клич; починишь шалаш; забредёшь в глушь; починишь пять крыш; заглянешь на пляж; коренной москвич; испечь калач; придёшь на помощь; воздух свеж; извлечь пользу.

II. 1. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. 2. На всякую пулю страху не напасёшься. 3. Вещь хороша новая, а друг — старый. 4. Около чего постараешься, тому и порадуешься. 5. Какова ни будет ложь, а от правды не уйдёшь. (Пословицы)

V. Подведение итогов урока. Что нужно знать о слове, имеющем на конце шипящий, чтобы правильно написать его? Почему мы не стали разделять глаголы на две группы в зависимости от формы? Когда ь пишется не на самом конце слова? Перед каким суффиксом это происходит?

VI. Домашнее задание. Составить сложные предложения со словами в рамке на с. 692, графически объяснить постановку знаков препинания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]