Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол
Цели урока: углубить знание об употреблении мягкого знака после шипящих в глаголах 2-го л. ед. ч.; научить применять изученное правило, графически выделять орфограмму, употреблять в речи глаголы в этой форме.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Самооценка. Самоконтроль. Познавательные УУД. Синтез знаний. Распознавание объектов. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Совершенствование устной речи.
Ход урока
I. Контрольный словарный диктант.
Космонавт, платформа, канал, вагон, мечта, стадион, хоккей, баскетбол, арена, спартакиада, гимнастика, соревноваться, состязаться, тренер, тренироваться, ненавидеть, недоумевать, негодовать, будущий, орфограмма. (20 слов)
II. Работа по теме урока. Учитель организует работу с опорой на степень усвоения данной орфограммы, известной учащимся и повторенной в начале года.
1. Запись пословицы из домашнего задания: “Напишешь пером — не вырубишь топором”, других пословиц с данной формой глагола, которые учащиеся помнят, формулировка правила выбора орфограммы, проверка правила по материалам учебника (с. 130), нахождение её на заднем форзаце, графическое выделение орфограммы в сделанных записях.
2. Тренировочные упражнения: 690 (запоминание рассуждения учащиеся проверяют в парах), 691.
III. Закрепление изученного материала.
1. От данных глаголов образуйте форму 2-го л. ед. ч., обозначьте глагольные орфограммы в обеих формах: а) стеречь, беречь, мочь, подстричь, растолочь, рассечь; б) собираться, сжалиться, волноваться, сгибаться, рассчитываться, расстелиться, натерпеться, расклеиться, перестроиться.
2. Объяснительный диктант. 1. Спички отсырели, и пришлось высечь огонь из кремня. 2. Ты идёшь под ясным солнцем, смотришь на голубое небо только потому, что под тополями и берёзами, под дубами и яблонями лежат те, кто сохранил для тебя свет и жизнь. (В. Сухомлинский) 3. Заберёшься в речку и идёшь вдоль кручи тенистого берега, стараешься держаться против течения. Бывает, и повозишься, пока извлечёшь добычу. (А. Шевченко) 5. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (Пословица) 6. Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь. (Пословица)
IV. Подведение итогов урока. Когда используется форма 2-го л. ед. ч.? Почему народ использует такие глаголы в пословицах?
V. Домашнее задание. Упр. 693. Индивидуальное задание: подготовить рассказ о слове макушка с использованием этимологического словаря.