Правописание -тся и -ться в глаголах - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Правописание -тся и -ться в глаголах - Повторение изученного в 4 классе

Цели урока: повторить правило правописания -тся и -ться в глаголах (орф. № 23); закрепить способ обнаружения данной орфограммы и её применения; упрочить орфографические навыки учащихся; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; развивать исследовательские способности учащихся; развивать представление о роли пословиц в жизни народа.

Личностные УУД. Саморазвитие. Понимание роли русского языка в развитии нравственных качеств личности. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Контроль за результатами деятельности и их оценка. Познавательные УУД. Анализ явлений и их сопоставление. Вычитывание информации, представленной в схеме. Извлечение фактуальной информации из текстов. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Ведение диалога.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

“Дуэль”: два ученика соревнуются в знании пословиц с глаголами в форме 2-го лица ед. ч. Пословицы говорятся по очереди, побеждает тот, за кем останется последнее слово. Учащиеся записывают глаголы, комментируют их написание.

II. Лингвистическая разминка и актуализация темы урока.

1. — Сколько слов здесь зашифровано: [сп’ица] (спица — спится); [л’ица] (лица — литься)?

2. Составление и запись предложений (словосочетаний) с данными словами.

Длинная спица. —Утром сладко спится.

Новые лица. — Дождь как начал литься!

3. Вывод: ца пишется только в существительных. (Можно провести ещё одну “дуэль”, чтобы убедиться, что таких существительных в русском языке очень много. Это полезно и в связи с накоплением лексики для освоения орф. № 15: курица, львица, столица, гусеница, единица... В глаголах такого буквосочетания не бывает.

4. Выделение буквосочетаний, которые бывают в глаголах. Выявление орфографической проблемы и формулировка цели урока.

III. Освоение темы урока с использованием материалов учебника.

1. Работа с материалами на с. 41: чтение отрывков из стихотворений А. Барто, ответ на поставленный вопрос; чтение загадки с иллюстрированной отгадкой, “озвучивание” схем; чтение вывода и пересказ его в парах.

2. Поиск глагольных орфограмм на форзацах учебника (на последнем форзаце — орф. № 22, 23).

3. Упр. 84 с использованием рассуждения на с. 42, графическое выделение орфограмм по образцу.

IV. Закрепление темы и контроль за её усвоением.

Учитель формулирует задание:

— Запишите предложения, выделяя глагольные орфограммы, контролируйте правописание рассуждением.

1. Как аукнется, так и откликнется. 2. От работы руки не отнимутся. 3. Друг за друга держаться — ничего не бояться. 4. На миру и работа спорится. 5. Мир освещается солнцем, а человек — знанием. 6. Кто к чему родится, тот к тому и пригодится. 7. С умным браниться — ума набраться, с дураком мириться — свой растерять. 8. Старая пословица ввек не сломится. 9. Умный любит учиться, а дурак — учить.

Работа заканчивается самопроверкой (предложения выводятся на экран) и самооценкой.

V. Подведение итогов урока.

Учащиеся делают вывод о содержании русских пословиц и о том, какие человеческие качества народ считает достойными уважения.

VI. Домашнее задание. § 17, упр. 85.






Для любых предложений по сайту: [email protected]