Личные окончания глаголов - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Личные окончания глаголов - Повторение изученного в 4 классе

Цели урока: повторить правило правописания личных окончаний глаголов I и II спряжения (орф. № 25) и правило раздельного написания не с глаголами (орф. № 21); закрепить способ определения спряжения глагола; упрочить орфографические навыки; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; развивать способности к абстрактному мышлению.

Личностные УУД. Готовность к саморазвитию. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль за результатами деятельности и их оценка. Познавательные УУД. Анализ явлений и их сопоставление. Вычитывание информации, представленной в схеме. Моделирование. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение слушать и вести диалог.

Ход урока

  1. Лингвистическая разминка.
  2. Продолжите ряд: доверять, решать, мирить... (например, фантазировать: глаголы начинаются с “нот”: до — ре — ми — фа).
  3. Найдите “четвёртое лишнее” слово: крик, кричать, кукарекать, каяться (крик — сущ.).
  4. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
  5. Диктант по следам домашнего задания. У доски работают 2 ученика, между ними проводится соревнование.

Прячется в траве, стелется ковром, багряный занавес, проталинка, струится ручей, серебряный, в тёмной роще, золотятся листья, выхожу на берег, плещется залив.

  1. Проверка сопровождается определением лица и числа глаголов, выделением их окончаний. Делается вывод о том, что ь в них не пишется, потому что эти глаголы употреблены в форме 3-го лица.
  2. — В каких окончаниях можно сделать ошибку при написании гласной? Какой признак глагола влияет на этот выбор? При ответе на вопрос используется таблица на с. 43.

III. Повторение правописания личных окончаний глагола.

  1. Определение спряжения глагола.

Из курса начальной школы учащимся знакомо правило определения спряжения глагола, однако в материалах параграфа его нет. В то же время упр. 89 проверяет умение писать безударные личные окончания глаголов. Следовательно, учитель должен предусмотреть, в какой форме он проведёт повторение этих сведений. Можно предложить учащимся таблицу, по которой они составят рассуждение. В сильном классе такая таблица составляется самими учащимися (на базе начальной школы). В результате работы может получиться такой алгоритм:

1

2

1. Если личное окончание глагола ударное, пишем то, что слышим.

2. Если личное окончание безударное, ставим глагол в неопределённую форму и смотрим, на что он заканчивается:

3

1) если на -ить,

2) если это глаголы-исключения: смотреть, видеть, слышать, дышать, держать, гнать, то это глаголы II спряжения

Остальные

глаголы

I спряжения

4

пишем: и, а/я

-ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят

пишем: е, у/ю

-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют

  1. Работа по алгоритму (устное рассуждение-доказательство) с записью.

Сосны молчат, ручьи бегут, смотришь на картину, горит на солнце, отвечаем на вопрос, крепко держишь, прячут в ящик, больные тяжело дышат, мальчик слышит свист, напишем письмо.

  1. Упражнение 89 с взаимопроверкой. 3-е, 4-е предложения ученики выполняют у доски.
  2. Упражнение 90 сопровождается повторением правила раздельного написания не с глаголами.
  3. Составление предложений с глаголами-исключениями. Учащиеся выполняют задание по вариантам: 1-й — употребляет глаголы в 1-м лице, 2-й — во 2-м, 3-й — в 3-м.
  4. Подведение итогов урока.

Учащиеся находят орфограммы на форзаце, читают их и сообщают о том, какие правила самые трудные.

  1. Домашнее задание. 1. Повторение всех глагольных орфограмм. 2. Индивидуально: подготовка раздаточного материала (карточки) для закрепления правописания глаголов. 3. Упр. 92.





Для любых предложений по сайту: [email protected]