Тема текста - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Тема текста - Повторение изученного в 4 классе

Цели урока: закрепить понятие о тексте и его теме; дать понятие об узкой и широкой теме текста; формировать умение соотносить тему и содержание высказывания; формировать навык оценки и редактирования чужого текста.

Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Выявление основной и второстепенной информации. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение отстаивать свою точку зрения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Дополните пропорции:

1) казак / казак — арап / ... (пара — прочтение слова справа налево)

2) лист / зима — ... / лето (снег — летом не бывает)

3) капля / море — слово /... (текст)

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

1. Взаимопроверка.

2. Беседа с классом:

— Представляют ли предложения из домашнего задания текст? Почему?

— Какими признаками характеризуется текст?

— Можно ли сказать, что все предложения, выдержки из стихотворений С. А. Есенина, объединены общей темой — темой природы?

— Сколько природных тем представлено в этих предложениях? Сколько, следовательно, можно написать текстов?

III. Работа по теме урока.

1. Учитель знакомит с понятиями широкой и узкой темы. Используются темы на с. 42, которые располагаются по степени сужения: 1—3—2. Учащиеся объясняют своё мнение.

2. Поиск широкой темы.

1) Листопад. 2) Осенний лес. 3) Осень пришла... 4) Осеннее ненастье. 5) “Унылая пора, очей очарованье...” 6) Опустевшие поля. 7) Берёзка в осеннем наряде.

— Связаны ли эти названия общей темой? Какой? Какая тема самая широкая? Входят ли в неё все остальные?

3. Определение темы текста. Текст выводится на доску и читается учителем. После чтения учащиеся подбирают заголовок. Определяют, чей заголовок характеризует тему широко, чей — более узко.

Пожары в Москве с давних пор были явлением самым обыкновенным. Деревянный город горел очень часто, иногда выгорая дотла. Происходили пожары и во время набегов восточных и южных соседей. Особенно запомнился 1382 год, нашествие Тохтамыша, желавшего отомстить за поражение в Куликовской битве. Москва тогда выгорела почти полностью. Однако наиболее ярко запечатлелась в памяти горожан горящая Москва 1812 года. Грандиозный пожар, охвативший Москву 2 сентября 1812 года, сразу после вступления наполеоновских войск, был последним пожаром такого масштаба в её истории. (Из энциклопедии “Хочу всё знать”)

IV. Работа с учащимися по учебнику.

1. Работа с сочинением ученика “Хорошо осенью в лесу” (упр. 86, с. 43). Учащиеся составляют план этого сочинения, выявляют, о чём пишет ученик, и доказывают, что работа не соответствует теме.

2. Подбор заголовка к данному сочинению, обоснование своего выбора. Сравнение с заголовком, предложенным учителем (упр. 87).

3. Составление плана к сочинению на тему “Воскресная прогулка”. Учитель рекомендует внимательно прочитать задание к упр. 87 и найти те рекомендации, которые можно использовать при обдумывании темы и составлении плана.

4. Взаимопроверка, анализ плана на соответствие теме сочинения.

V. Подведение итогов урока.

— С чего надо начинать работу над сочинением?

— Есть ли слова в теме, которые не играют никакой роли при создании сочинения?

VI. Домашнее задание. Сочинение на тему “Воскресная прогулка” с использованием составленного на уроке плана.






Для любых предложений по сайту: [email protected]