Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Сочинение по картине А. Пластова Летом - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: развить способности учащихся преобразовывать визуальную информацию в словесную, выражать своё отношение к изображённому на картине, создавать письменный текст; совершенствовать умение собирать материал к сочинению по картине и составлять план к нему; закрепить знание о роли прилагательных при создании описания предметов.
Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Преобразование визуальной информации в текст. Анализ объектов. Синтез знаний. Систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение выражать свою точку зрения.
Ход урока
I. Формулировка цели урока через анализ его темы.
II. Сообщения учащихся о художнике (по материалам домашнего задания).
1. Сообщения учащихся учитель сопровождает демонстрацией видеоматериала: портрета А. Пластова, репродукций его картин: “Колхозный праздник”, “Фашист пролетел”, “Жатва”, “Сенокос”, “Ужин трактористов”, “Родник” и др.
2. Пересказ, подготовленный по отрывкам из книги Е. Мурашовой (упр. 24, 261).
3. Мини-диспут “Смог ли Аркаша Пластов доказать, что земля живая?”.
III. Анализ картины, сбор материала к сочинению, составление плана.
1. Изучение картины А. Пластова “Летом” (цветная вкладка в конце учебника) желательно провести с использованием репродукции картины с помощью мультимедийных средств. Характеристика впечатления, которое произвела картина.
2. Ответы на вопросы, сформулированные в упр. 109.
3. Учитель рассказывает, что “Летом” — это жанровая картина, т. е. такая картина, которая изображает повседневный быт человека. Художник, наблюдая за жизнью людей, потом отражает на своём полотне какой-то момент, эпизод. Вот, например, как на этом. Можем ли мы дополнить то, что видим на картине? Что происходило до момента, который запечатлел художник? А что будет после того, как герои картины отдохнут?
4. Сбор материалов к сочинению.
Внимание учащихся обращается на то, что теперь они должны подобрать такие слова, которые помогут им передать всё, что художник создал с помощью кисти и красок: и облик героев, и цветовую гамму картины, и форму предметов, и их “историю”, и настроение, которым картина насыщена.
Выделение предметов, изображённых на картине, оценка их роли в создании представления о героях, о событиях, которые предшествовали их отдыху: девочка (с кружкой и веточкой ягод), спящая женщина, собака, корзина и ведро с грибами, кувшин, поляна, берёзки, трава, пень, лес.
Учащиеся подбирают и записывают прилагательные и глаголы.
5. Составление плана сочинения.
Обращаем внимание на то, что учащимся предлагается написать не сочинение — описание картины, а сочинение по картине. Они должны переработать материал, который даёт им полотно А. Пластова, в повествовательный текст с элементами описания. Исходя из этого и формируется план сочинения. Учитель может предложить слабоуспевающим ученикам использовать опорные конструкции.
План сочинения |
Опорные конструкции |
I. Вступление. Мастерство художника в изображении летнего дня и отдыхающих грибников |
Автор картины “Летом” А. Пластов умело изображает... Когда мы смотрим на эту картину... Живо представляется, как герои... |
II. Основная часть. 1. Раннее начало дня. Сбор грибов и ягод. Описание корзины и ведра с грибами, кувшина с ягодами |
Ранним утром отправились... Нелегко было пробираться по лесу... Корзина и ведро доверху наполнились... В кувшин собирали... Теперь можно было возвращаться домой, но... |
2. Грибники на отдыхе: — тенистое место под берёзами на поляне, густая трава; — сон уставшей матери; — девочка наполняет ягодами кружку; — верный пёс охраняет свою хозяйку |
...вышли из леса и остановились на... поляне, заросшей... Грибники расположились... Уставшая от... груза и... пути женщина... Девочка в... платке и... платьице не спит, она... Рядом с девочкой... После отдыха... |
III. Заключение. Общее впечатление от картины |
Художник любуется... Нам передаётся... настроение... |
IV. Письменное сочинение.
1. Написание чернового варианта работы.
2. Работа с памяткой “Как работать над сочинением” (с. 170): пункты 3, 4, корректировка написанного.
3. Создание итогового варианта сочинения.