Местоимение - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Местоимение - Повторение изученного в 4 классе

Цели урока: повторить морфологические признаки местоимения; совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи; упрочить орфографические навыки учащихся; развивать приёмы изучающего чтения художественного текста и его пересказа.

Личностные УУД. Готовность к саморазвитию. Регулятивные УУД. Осознание качества и уровня усвоения материала. Саморегуляция. Познавательные УУД. Анализ явлений и их сопоставление в форме эксперимента. Синтез знаний. Построение сообщения в устной форме. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в группе. Умение слушать и высказывать мнение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Как из кошки сделать мышку? (Кошка — сошка — сушка — пушка — пышка — мышка.)

II. Закрепление по теме “Повторение” и контроль за усвоением знаний.

Словарный диктант (по материалам упр. 39, 58, 110 и словам в рамочках).

Чудесный запах земляники, спортивные достижения, удивительная просьба, спортсмен, парашют, справедливое жюри, из-за серьёзной опасности, взъерошенные воробьи, объявляешь благодарность, персональный компьютер, въезжаем на высокую горку, вьются над степью, поворачиваешь направо, не слышит соловьиную трель, участвовать в уборке, о неуклюжем косолапом медведе, в серьёзной брошюре, продвигаться вперёд сквозь чащу.

Дополнительное задание: выделить 5 разных орфограмм; указать по одному слову каждой части речи.

III. Работа по теме урока с материалами учебника.

1. Повторение теоретических сведений с использованием схемы и вопросов § 22 (с. 51).

2. Устная работа по упр. 111 (помимо падежа и числа, учащиеся указывают лицо местоимений).

3. Работа по группам: восемь личных местоимений — восемь групп. Каждая группа должна просклонять местоимение, употребив его с предлогами:

Р. п.: у, для, от, из-за; Д. п.: к; В. п.: в, на; Т. п.: с, перед, над; П. п.: о, на.

Представитель каждой группы записывает на доске по два словосочетания с любыми из образованных форм. Учащиеся повторяют правило о раздельном написании предлогов с местоимениями (орф. № 7), обращают внимание на изменения в облике местоимений при их склонении.

4. Работа с упр. 112 (первая часть выполняется письменно, вторая — устно, оба отрывка выразительно читаются).

IV. Повторение приёмов изучающего чтения художественного текста.

Работа выполняется по упр. 114 с использованием памятки на с. 8. В конце текст выразительно читается по ролям.

V. Подведение итогов урока.

Проведите эксперимент: в любой из фраз, которые произносят белка или волк, уберите местоимения или замените их существительными.

Где можно обойтись без местоимений, а где нельзя? Сделайте вывод о роли местоимений в речи.

VI. Домашнее задание. Упр. 113 или подбор предложений с местоимениями 3-го лица из других сказок А. С. Пушкина.






Для любых предложений по сайту: [email protected]