Виды речевой деятельности - Язык и общение

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Виды речевой деятельности - Язык и общение

Цели урока: познакомить учащихся с видами речевой деятельности, с особенностями ознакомительного и изучающего чтения и с приёмами эффективного аудирования; развивать умение работать с учебной литературой; формировать умение проводить самоанализ; совершенствовать умение воспроизводить прочитанный текст.

Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Стремление к речевому совершенствованию. Обогащение словарного запаса. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного текста. Расширение представления о видах речевой деятельности, видах чтения и аудирования. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе. Постановка вопросов. Оценка действий партнёра.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра в “Прятки”.

Важное место в нашем общении занимают вопросы. А сколько слов “спряталось” в этом слове? Побеждает тот, кто в отведённое время сумеет записать большее число слов. Например: сор, сыр, вор, спор, ворс, опрос, просо.

У доски аналогичную работу со словом эпиграф проводят две мини-группы (по 2—3 человека): пир, пар, пэр, эра, риф, игра, граф, гриф, фига, эфир.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть высказывания о русском языке в виде конкурса на лучшего чтеца. Первый этап работы проводится в форме группового отбора: класс делится на шесть групп (например, по колонкам). Каждая группа выбирает своего представителя. Второй этап — чтение перед классом.

2. Двое лучших чтецов продолжают соревнование у доски, записывая слова и выражения из текста: русский язык, поистине волшебный, истинная любовь, должны учиться, дан во владение, непрерывно, богатый язык, немыслима без любви. Класс также записывает эти выражения, затем проверяет выполнение работы у доски и проводит самооценку.

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся повторяют, в какой форме может происходить общение людей, затем работают со схемой упр. 5 (с. 6).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в условиях реального общения людей виды речевой деятельности тесно взаимосвязаны, именно поэтому в схеме использованы двойные стрелки. Предлагает задуматься, есть ли такая тесная связь между устной и письменной формами общения, и привести примеры из текущего урока.

2. Знакомство с особенностями ознакомительного чтения по плану упр. 9 (с. 7—8) и с приёмами изучающего чтения: внимательное чтение и анализ памятки на с. 8 и выполнение упр. 10 (с. 8—9).

Чтобы работа с условными обозначениями была более продуктивна, лучше предложить учащимся для их иллюстрации воспользоваться текущими параграфами (с. 6—11), а также материалами на с. 63, где представлены ещё два знака (задания по речевому этикету и для повторения изученного).

Упр. 10 необходимо выполнить вместе с учениками, последовательно совершая с ними те действия, которые перечислены в памятке, чтобы убедить учащихся в результативности такой последовательности работы с текстом. Следует также остановиться на определении понятия средство межнационального общения:

— Нации, говорящие на разных языках, испытывают потребность находить общий язык. Общение в таком случае может происходить при помощи переводчика. Но если эти нации живут в одном государстве, которое объединяет много наций, т. е. в многонациональном государстве, то для их общения требуется уже постоянный посредник, им и становится общий язык, которым владеют эти нации. В нашем многонациональном государстве роль языка-посредника выполняет русский язык.

3. После прослушивания этой характеристики учащиеся проводят самоанализ в форме диалога с соседом по парте с опорой на вопросы учебника (с. 9).

4. Подготовка связного высказывания на тему “Приёмы слушания (аудирования)” с помощью памятки учебника (с. 9).

IV. Закрепление материала.

Выполнение игрового задания 2 по упр. 11.

V. Подведение итогов урока.

Итоги урока подводятся в форме диалога между тремя командами, участвовавшими в игре. Каждая команда формулирует свой вопрос по изученному материалу.

VI. Домашнее задание. 1. Упр. 6 (устно). 2. Упр. 12 (по желанию).






Для любых предложений по сайту: [email protected]