Словосочетание - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Словосочетание - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: развить представление учащихся о словосочетании, его строении; научить находить главное и зависимое слова, устанавливать смысловые связи между ними; совершенствовать орфографические навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Побуждение к деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Развитие представления о синтаксических единицах. Классификация объектов. Выдвижение гипотез. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Участие в коллективном обсуждении проблемы. Постановка вопросов.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Кубики”.

Учащиеся составляют предложение (предложения) из слов (даны по алфавиту): в, выпасть, год, двор, долго, ждать, зима, на, осенний, погода, природа, снег, стоять, только, тот, январь.

Условия: все слова должны быть употреблены; форму слов можно менять. Учитель устанавливает время, по истечении которого учащиеся зачитывают свои предложения и оценивают выполнение поставленных условий.

В конце учитель выводит на экран выдержку из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, в которой эти слова употреблены (учащиеся записывают):

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе.

II. Повторение изученного (на основе домашнего задания).

Беседа с классом:

— Почему у вас получились разные предложения на основе одних и тех же слов?

— Какую роль в составлении предложений сыграли знаки препинания?

— Что нового вы узнали о знаках препинания из домашнего задания?

— Какова основная мысль текста А. П. Чехова?

III. Изучение нового материала с использованием материалов учебника.

1. Учащиеся рассматривают картину А. Пластова “Летом” и говорят, можно ли понять, о ком идёт речь в предложении: “У неё на голове надет платок”. Достаточно ли заменить местоимение существительным: “У девочки на голове надет платок”? Каким образом следует изменить предложение, чтобы всё стало ясно?

Ученики делают вывод: если необходимо выделить предмет из ряда аналогичных (платки), то его надо конкретизировать при помощи другого слова.

2. Учащиеся читают определение на с. 62, диалог (по ролям) Вани и Ани (с. 61), составляют и записывают словосочетания по картинкам на с. 62, устно поясняют, какие слова конкретизируются (называется часть речи и её общее значение).

Учителю следует обратить внимание на то, что среди примеров, которые приведены в диалоге и придуманы по картинкам, нет словосочетаний с главным словом прилагательным (или наречием), т. е. не проиллюстрирован тезис о конкретизации признака. Учащимся предлагается самостоятельно придумать такие словосочетания с использованием картинок (например: красивый парашют — удивительно / на редкость красивый) или из пушкинского текста (например: стояла долго — очень / немыслимо долго).

Поскольку в других упражнениях подобный материал также присутствует не всегда, следует по возможности вводить такие словосочетания.

3. Строение словосочетания осваивается под руководством учителя (на основе записанных словосочетаний) и / или с помощью теоретических сведений на с. 61.

4. Выполнение упр. 128 сопровождается развёрнутым комментарием, который делают учащиеся. После синтаксического анализа они делают частичный орфографический анализ — находят слова с непроизносимыми согласными в корне (орф. № 4).

IV. Закрепление материала и контроль за его усвоением.

1. Перед выполнением упр. 130 учащиеся объясняют, что обозначает условный знак, которым сопровождается задание.

2. Упр. 131 предлагается выполнить по вариантам: 1-й вариант составляет словосочетания со словом буква, 2-й вариант — со словом звук.

После проверки работы все учащиеся читают словосочетание строчная буква, анализируют значение слова, договариваются не употреблять выражения маленькая буква / с маленькой буквы, запоминают произношение прилагательного, заносят его в словарь.

V. Подведение итогов урока.

Учащиеся перечисляют новые сведения, с которыми они познакомились на уроке.

VI. Домашнее задание. 1. Материалы § 26. 2. Упр. 33, запись слов в словари. 3. По желанию: выучить стихотворение из упр. 129.






Для любых предложений по сайту: [email protected]