Средства грамматической связи слов в словосочетании - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Средства грамматической связи слов в словосочетании - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: продолжить развитие представления учащихся о словосочетании; научить распознавать словосочетания в составе предложения, различать грамматическую основу и словосочетание; изучить способы выражения грамматической связи слов в словосочетаниях; использовать для выражения одинакового смысла словосочетания, разные по строению.

Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Побуждение к деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Классификация объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Участие в коллективном обсуждении проблемы. Постановка вопросов.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Чепуха”.

К доске вызываются 6 человек. Каждый из них по очереди записывает ответ на поставленный учителем вопрос: Когда? Кто? Что делали? Где? Какую? Кого, что?

Что писали предыдущие участники, следующий не видит, поскольку они закрывают свои записи. Можно использовать один лист, сворачиваемый гармошкой, можно пронумеровать листы, на которых участники записывают ответы.

Учитель читает получившееся в итоге предложение (как правило, получается чепуха) и предлагает сравнить с теми вариантами, которые в это время создали остальные учащиеся. Чепуха получается, если нет смысловой связи (каждый писал о своём). В то же время у всех получилось одинаковое по структуре предложение.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

1. Учащиеся придумывают свои словосочетания со словами, записанными дома в словари. Работающие с этим заданием у доски доказывают, что они записали словосочетания.

2. Со словом изредка составляется и записывается предложение по схеме из лингвистической разминки (далее можно анализировать оба предложения — данное и составленное учащимся), выделяется грамматическая основа.

Вчера ребята видели в зоопарке необыкновенную бабочку.

Изредка родители встречали на прогулке старую знакомую.

2. Связаны ли по смыслу и грамматически подлежащее и сказуемое? Можно ли назвать их словосочетанием? Почему? Используйте при ответе теоретический материал, изученный на прошлом уроке. Как избежать путаницы?

III. Изучение нового материала.

1. Под руководством учителя учащиеся выписывают из анализируемых предложений все словосочетания, выстраивая последовательную цепочку зависимостей.

Видели вчера; видели в зоопарке; видели бабочку; необыкновенную бабочку. Изредка встречали; встречали на прогулке; встречали знакомую; старую знакомую.

2. Анализ смысловой и грамматической связи слов в словосочетаниях. Определение, в каком из словосочетаний есть только смысловая связь. Вывод: поскольку наречие не изменяется, его связь с главным словом только смысловая. В остальных словосочетаниях учащиеся выделяют окончания и предлоги. Данный вывод учащиеся подтверждают словосочетаниями из домашнего задания.

3. Работа со стихотворением Ю. Владимирова (упр. 129): выразительное чтение наизусть, поиск словосочетаний (по части на с. 62). Это задание достаточно трудное, поэтому лучше его не предлагать в слабом классе.

Учащиеся закрепляют навык исключения из числа словосочетаний грамматической основы (с этого начинается анализ) — мама сказала. Выписывают словосочетания, выявляют средства связи: сказала Нине, купи в магазине, фунт мяса, бутылку кваса, сахарный песок, спичечный коробок; купи масло, купи компот, купи фунт мяса, купи бутылку кваса, купи сахарный песок, купи спичечный коробок. Трудность состоит именно в том, что в части словосочетаний с главным словом купи зависимая часть сама выражается словосочетанием. (На смешении именно этих элементов и основан комический эффект стихотворения.)

Дополнительно учащиеся объясняют, почему выражение масло и компот, в котором также два элемента, не является словосочетанием.

4. В менее сильном классе (или для слабых учеников) предлагается упр. 132, которое сопровождается записью слов из рамочки в словарики. Обращается внимание на выражения на уроке, в музее, состоящие из двух слов, но представляющие собой существительные с предлогами. С этими словами учащиеся сначала составляют словосочетания, затем вводят эти словосочетания в предложения. В словосочетаниях выделяют средства связи; в предложениях — грамматические основы. Выписываются все другие словосочетания, имеющиеся в предложениях.

IV. Закрепление материала и контроль за его усвоением.

Учащиеся самостоятельно выполняют упр. 137 и 135.

Далее учащиеся работают со словарём “Произноси правильно!” (с. 173) — с ударением в формах слова доска, затем читают словосочетания.

V. Подведение итогов урока.

Учащиеся делают вывод о том, какие средства связи используются в словосочетаниях (с опорой на часть речи, которая является зависимым словом):

Зависимое слово

Средство связи

Прилагательное

Окончание

Существительное

Окончание (с предлогом или без предлога)

Наречие

Грамматического средства связи нет, связано только по смыслу

VI. Домашнее задание. Дифференцированное задание по упр. 138: 1) устный ответ на вопросы, запись словосочетаний, выделение средств связи; 2) сочинение.






Для любых предложений по сайту: [email protected]