Разбор словосочетания - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Разбор словосочетания - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: продолжить развитие представления учащихся о словосочетании; научить использовать для выражения одинакового смысла словосочетания, разные по строению; научить устно и письменно разбирать словосочетания; совершенствовать орфографические навыки; развивать устную научную речь.

Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Побуждение к деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка. Познавательные УУД. Создание алгоритмов деятельности. Выбор критериев для сравнения объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем. Ведение диалога.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Кто больше?”

Работа по четырём вариантам. Со словом, которое выпало группе, в отведённое учителем время нужно составить словосочетания (работа идёт также у доски; этим учащимся могут быть предложены те же или другие слова): парашют, салют, спортсмен, вокзал.

II. Контроль за усвоением темы.

На доску проецируется группа сочетаний слов (либо используется раздаточный материал). Задание: из приведённых на доске сочетаний слов выписать только те, которые являются словосочетаниями, обозначить главное слово. По окончании работы проводится само- или взаимопроверка и подсчитывается число правильных ответов. Учащиеся указывают, какие орфограммы есть в записанных ими словосочетаниях.

Чудесный вечер, берёзы и тополя, въехать в гору, ученики стараются, возле музея, страшная вьюга, аккуратно запишешь, старательно и внимательно, коробка с конфетами, перед школой, обрадовался успеху, платье испачкалось, мимо дач, исправил ответ, тетради или альбомы, громкий плач, медленно продвигались, троллейбусная остановка.

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с порядком разбора словосочетаний (с. 65), анализ образцов разбора.

2. Учащиеся находят среди записанных словосочетания, аналогичные разобранному, и делают устный и письменный разбор.

3. Поскольку в учебнике дан образец разбора только одного вида словосочетаний, учащиеся под руководством учителя разбирают словосочетания въехать в гору и медленно продвигались.

Учитель сообщает, что словосочетания бывают именными и глагольными. Два последних — глагольные. Почему? А какие из записанных словосочетаний именные?

4. Анализ именных словосочетаний. Трансформация словосочетания троллейбусная остановка — остановка троллейбуса. Разбор и сопоставление его результатов. Выполнение упр. 134 в соответствии с образцом по вариантам.

5. Анализ глагольных словосочетаний: выписываются из упр. 139, делается письменный и устный разбор.

Следует обратить внимание на словосочетание пригласить её. Зависимое слово в этом словосочетании — личное местоимение, имеющее супплетивную основу, в связи с чем в данной форме у местоимения корень jәj. Поскольку учащиеся должны указать средство грамматической связи (окончание местоимения в форме В. п.), следует сообщить им о трудности графического выделения окончания.

IV. Закрепление темы и контроль за её усвоением.

Тестовые задания

I. Не являются словосочетаниями выражения...

1) пришёл на помощь

2) помощь и поддержка

3) убежал вперёд

4) чувство угасло

5) шумный праздник

II. Глагольными являются словосочетания...

1) яркий парашют

2) ярко горит

3) чертит карандашом

4) чертёжные инструменты

5) чертёж помещения

III. Именными являются словосочетания...

1) памятник героям

2) чувствовать усталость

3) принять участие

4) новый участник

5) совет товарища

IV. Не являются словосочетаниями выражения, выписанные из предложения Маленькие огоньки вспыхивали на горизонте и медленно гасли у земли.

1) маленькие огоньки

2) огоньки вспыхивали

3) вспыхивали на горизонте

4) вспыхивали и гасли

5) медленно гасли

6) гасли у земли

7) у земли

8) огоньки гасли

Ответы: I: 2, 4; II: 2, 3; III: 1, 4, 5; IV: 2, 4, 7, 8.

V. Подведение итогов урока.

Итоги подводятся в форме самоотчёта.

VI. Домашнее задание. 1. Работа над индивидуальными ошибками. 2. Упр. 136.






Для любых предложений по сайту: [email protected]