Виды предложений по цели высказывания - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Виды предложений по цели высказывания - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: расширить представление учащихся о предложении, о его интонационных и смысловых особенностях, зависящих от цели высказывания; научить распознавать и создавать разные по цели высказывания предложения, пунктуационно оформлять их и использовать в речи; совершенствовать способности учащихся интонационно правильно произносить предложения в зависимости от цели высказывания.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Стремление к речевому совершенствованию. Побуждение к деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Промежуточный контроль. Познавательные УУД. Смысловое чтение. Переработка учебного материала в форму таблицы. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Монологическое высказывание. Диалог. Групповая работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Абракадабра”: нитяцанио, зуапа. (Интонация, пауза.)

II. Лексическая работа с терминологией.

— Что вы знаете об интонации и паузе? Как связаны эти понятия? С помощью чего оформляется интонация?

Запись в словарики терминов.

Интонация — 1) тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада; 2) ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Пауза — временная остановка, перерыв в речи.

III. Изучение новой темы.

1. Наблюдение над паузой и повышением тона. Учащимся предлагается прочитать фразу Поставлю статую золотую пику держащую. (Что золотое — статуя или только пика?), после чего делается вывод об изменении смысла высказывания при перемещении паузы.

2. Чтение предложений в начале § 29, характеристика особенностей интонации: 1) выражение дружеского совета; 2) повышение интонации в начале предложения и снижение голоса к концу; 3) вопросительная интонация; 4) интонация вежливой просьбы.

При работе с предложением 3 учащиеся по очереди делают каждое слово самым важным в вопросе, для чего выделяют его голосом. Готовят полные ответы как утвердительного, так и отрицательного характера. (Вы читали рассказы Е. Носова? — Да, мы читали рассказы. — Нет, мы познакомились с его повестью.)

4. Учащиеся знакомятся с характеристикой предложений по цели высказывания (с. 70) и отражают результаты работы в таблице, дополняя её иллюстрациями из раздаточного материала (выдержки из стихотворений Дж. Родари в переводе С. Маршака). Комментируют знаки завершения предложения.

Предложения по цели высказывания

Особенности интонации

Примеры

Повествовательные

Повышение интонации в начале предложения и снижение голоса к концу

Хочу я по всей прокатиться планете,

Разведать, что делают дети на свете.

Вопросительные

Вопросительная интонация

Как их зовут?

Хорошо ли живут?

Побудительные

Интонация совета, приказа, просьбы, требования

Бери перо, карандаши,

Садись за парту и пиши.

Учись писать неторопливо,

Красиво, прямо, а не криво.

IV. Тренировочные упражнения для закрепления темы.

1. Наблюдения над интонацией: упр. 145, 146.

2. Работу с упр. 148 можно организовать по вариантам (в парах, тройках), в сопровождении ответов на поставленные вопросы и со взаимопроверкой. При выполнении этого упражнения учащиеся составляют “список” использованных вопросительных слов и частиц и дополняют его (устно приводят примеры):

Вопросительные слова

Вопросительные частицы

Кто, когда, куда, что, откуда, где, зачем, почему, сколько?

Ли, неужели, разве

3. Упр. 150. Проводится лексическая работа с записью слова тарантас из словаря (с. 182), а также слов дрога и паром.

Дрога — продольный брус в повозках, соединяющий переднюю ось с задней.

Паром — плот для переправы людей, транспорта, грузов через реку, озеро или пролив.

На материалах упр. 150 повторяется материал § 28: учащиеся находят грамматические основы предложений. Работа также организуется по вариантам: 1-й вариант находит предложения с одним главным членом, 2-й вариант — с двумя.

V. Подведение итогов урока в форме мини-конкурса.

Класс делится на три варианта, каждый из которых представляет “портрет” одного из видов предложений по цели высказывания. Побеждает команда, которая в отведённое время дала полную информацию о предложении и привела больше примеров.

VI. Домашнее задание. Найти в учебнике литературы и записать 2 разных по цели высказывания предложения из произведений русской литературы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]