Восклицательные предложения - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Восклицательные предложения - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: познакомить учащихся с видами предложений по интонации и употреблением восклицательного знака; научить распознавать предложения по интонации; научить соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания; совершенствовать умение учащихся передавать с помощью интонации различные чувства.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Стремление к речевому совершенствованию. Развитие эстетического сознания. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познавательные УУД. Смысловое чтение. Моделирование. Анализ объектов с установлением существенных признаков. Коммуникативные УУД. Монологическое высказывание. Умение вести диалог.

Ход урока

  1. Лингвистическая разминка.

Дорогой. Сколько слов здесь написано? (Дорогой (сущ.) — дорогой (прилаг. м. и ж. р.). Докажите свою точку зрения. В какой форме речи без помощи синтаксиса не обойтись? Достаточно ли ввести каждое из слов в словосочетание, т. е. обойтись без предложения? Например: узкой дорогой — дорогой плащ — дорогой книги / книге / книгой.

Работа заканчивается составлением предложений, разных по цели высказывания.

  1. Проверка домашнего задания (в двух формах).

Форма 1. Работа проверяется устно, в виде соревнования между группами: учащиеся читают подготовленные дома предложения и определяют цель высказывания. У команды чтецов оценивается соблюдение интонации, у команды слушателей — правильность определения цели высказывания. Затем роли меняются. Параллельно проходит конкурс знатоков литературы, в котором участники определяют авторов прочитанных предложений.

Форма 2. Пишется графический диктант (условные обозначения: пв — повествовательное, в — вопросительное, пб — побудительное).

III. Изучение нового материала.

  1. Выразительное чтение стихотворения А. Тетивкина (с. 73) и вывод об употреблении восклицательного знака.
  2. Лексическая работа: запись в словарики слова восклицательный, подбор однокоренных слов: восклицать, восклицание, воскликнуть (слова восходят к кликать, клич).
  3. Работа над восклицательной интонацией с упр. 151.
  4. Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова, выявление предложений с восклицательной интонацией, нахождение различных по цели высказывания предложений (индивидуально: поиск предложений с одним главным членом).

Незабудки голубые,

Колокольчик полевой...

— Где растут цветы такие? —

Отвечают: — Под Москвой!

Мы их рвали на опушке,

Там, где много лет назад

По врагам стрелял из пушки

Нашей армии солдат.

— Дайте нам букет цветов!.. —

Раз — два — три! Букет готов!

Одним из самых сложных вопросов, которые приходится усваивать пятиклассникам, является понимание того, что восклицательная интонация является сопутствующим (дополнительным, вариативным) признаком предложения (потому её может и не быть). А цель высказывания есть у каждого предложения. В то же время, в связи с тем что наиболее часто восклицательный знак завершает побудительное предложение, у учащихся складывается ошибочное представление о синонимии данных понятий. Учителю следует постоянно актуализировать данную ситуацию.

  1. Учащиеся читают теоретические сведения на с. 73—74, затем выполняют упр. 152 и дополняют информацию учебника о постановке восклицательного знака в конце вопросительного по цели высказывания предложения, анализируя последовательность: сначала цель высказывания, затем интонация:?!
  2. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
  3. Упражнения 153, 154.
  4. “Чтение” схем. Учащиеся особо останавливаются на тех ситуациях, в которых могут быть два ответа.

1) |    |? вопросительное

2) |    |! а) повеств. восклиц. или б) побудит. восклиц.

3) |    |. а) повеств. или б) побудит. (невосклиц.)

4) |    |?! вопросительное восклиц.

  1. Графический диктант (по стихотворениям С. Михалкова). Предложения могут быть прочитаны или спроецированы на доску (в том числе для проверки).

1) Мы с приятелем вдвоём замечательно живём!

2) Неужели зоосад не вернёт зверей назад?

3) Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

4) Почему я встал у стенки?

У меня... дрожат коленки...

5) Где моя температура?

Почему я не горю?

Почему я не больной?

Я здоровый! Что со мной?

6) Отойдите от коня

И не бойтесь за меня!

  1. Подведение итогов урока происходит в форме взаимопроверки графического диктанта (проверяется правильность составления схем, даётся характеристика цели высказывания и интонации).
  2. Домашнее задание. § 30, упр. 156.





Для любых предложений по сайту: [email protected]