Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Сочинение о памятном событии - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели уроков: повторить известные учащимся сведения о теме и основной мысли текста; закрепить в процессе деятельности алгоритм работы по подготовке к сочинению; написать сочинение повествовательного типа о памятном (интересном) событии из личной жизни; подготовить учащихся к отзыву о сочинении товарища.
Личностные УУД. Стремление к речевому самосовершенствованию. Развитие аналитических способностей и эстетического вкуса. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Построение речевого высказывания на определённую тему. Отбор материала. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Анализ результатов действий другого учащегося. Использование адекватных речевых средств для выражения своей позиции по отношению к сочинению товарища.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания.
1. Сравнение тем сочинений, определение важности каждого слова в формулировке темы, характеристика слов, определяющих отношение пишущего к предмету речи. Выявление, в каких темах ставится задача нарисовать картину, в каких — рассказать о событии, в каких — создать рассуждение об отношении к предмету мысли.
II. Подготовка к сочинению.
В подготовке к сочинению используется памятка на с. 170.
1. Формулировка основной цели сочинения: написать рассказ о событии из личной жизни, которое осталось в памяти, потому что связано с чем-то важным, необычным, интересным (упр. 157).
2. Анализ схемы, которую можно использовать для сбора материала к сочинению-рассказу об интересном (памятном) событии и для составления плана.
Приблизительная схема сочинения |
Опорные материалы |
1) Где и когда произошло событие? Кто его участник? |
Это случилось... Этого события я никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно! Случай этот произошёл со мной... Можно ли забыть такое происшествие?! Таких встреч со мной раньше никогда не было... Всё начиналось как обычно... |
2) Как всё происходило, в какой последовательности? — С чего всё началось? — Как развивались события? — Чем они закончились? |
Однажды, как-то раз, в один прекрасный день...; сначала, потом, после этого...; в конце концов, наконец... |
3) Что и почему осталось в памяти? |
Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что... Невозможно забыть... Ещё долго буду я вспоминать... |
3. Анализ и сопоставление тем сочинения, выявление основного направления мысли, формулировка задачи. Учитель обращает внимание учащихся на то, что сформулирована только темасочинения. Она может стать заголовком работы, однако после обдумывания темы, сбора материала (воспоминаний из собственного опыта) учащиеся способны подобрать другой заголовок к своему сочинению.
Тема сочинения |
Задача |
Памятный день |
Рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое) |
Весёлое происшествие |
Рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др. |
Интересная встреча |
Рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др. |
4. Выбор темы, подбор заголовка, формулировка основной мысли.
5. Сбор материала, составление плана, его корректировка с помощью учителя.
III. Написание сочинения.
IV. Подготовка устного отзыва о сочинении товарища.
1. Чтение памятки “План отзыва о сочинении” (с. 170) и анализ вопросов, на которые надо ответить, обдумывая сочинение товарища.
2. Учащиеся обмениваются сочинениями и внимательно читают их, отвечая на вопросы, входящие в отзыв.
3. Ответы на вопросы записываются в соответствии с планом в рабочую тетрадь.
V. Домашнее задание. На основе сделанных записей подготовить устный отзыв о сочинении товарища.