Дополнение - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Дополнение - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: развить представление о видах второстепенных членов предложения, о способах выражения дополнения; научить находить в предложениях дополнения и подчёркивать их; формировать умение различать подлежащее и дополнение, совпадающее с ним по форме; развивать умение учащихся распространять предложение с помощью дополнений.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Самопознание. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познавательные УУД. Сбор информации из разных источников. Анализ объектов, выявление их существенных признаков. Перевод графической информации в текстовую. Коммуникативные УУД. Инициативное сотрудничество. Ведение диалога.

Ход урока

I. Лексико-семантический диктант.

Учитель читает лексические значения слов, учащиеся записывают их.

1) Мининимальная значимая часть слова; 2) способ записи слов в полном соответствии с их звучанием; 3) нижние ряды зрительного зала в театре; 4) группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах; 5) командная спортивная игра, в которой игроки стараются забросить мяч в корзину противника; 6) дорожная крытая четырехколёсная повозка на длинных дрогах; 7) устройство в виде раскрывающегося в воздухе купола; 8) временная остановка, перерыв в речи; 9) мелкие камешки, употребляемые в строительных и дорожных работах; 10) небольшая книжка; 11) главный член предложения, который называет того, кто действует; 12) предложение, имеющее второстепенные члены. (Морфема; транскрипция; партер; жюри; баскетбол; тарантас; парашют; пауза; гравий; брошюра; подлежащее; распространённое.)

Дополнительное задание: а) подчеркните те слова, которые являются лингвистическими терминами; б) составьте предложение с любым из слов, чтобы в нём между подлежащим и сказуемым стояло тире; графически обозначьте условия постановки тире.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

1. Анализ материала для самостоятельных наблюдений (с. 83).

2. Выборочная проверка домашнего задания: поиск второстепенных членов предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей.

III. Изучение темы урока.

1. Работа с предложением Командир скинул шинель, вытащил из-под телеги ломик и пробил им полынью:

а) учащиеся выделяют грамматическую основу; б) убирают все остальные слова; в) делают вывод о необходимости второстепенных членов предложения; г) составляют под руководством учителя вопросную схему предложения.

2. Анализ термина “дополнение”, вынесенного в тему урока. Осмысление глагола дополнить через подбор близких по смыслу слов: добавить, пояснить, уточнить. Чтение определения на с. 83, подтверждение данных сведений записанным предложением. Начинается сбор сведений, от какого члена предложения зависят дополнения.

3. Упражнение 180.

4. Предупреждение учителя: будьте осторожны, не принимайте за подлежащее дополнение-существительное в форме винительного падежа! Учитель обращает внимание на то, что вопросы совпадают только у неодушевлённых существительных: это они в винительном падеже отвечают на вопрос что? (как и в именительном), поэтому при таком совпадении рекомендуется задавать “двойной” вопрос: кого? что?

Алгоритм

1) Выделяем грамматическую основу.

2) От сказуемого задаём двойной косвенный вопрос: кого? что?

3) Находим дополнения, подчёркиваем пунктиром.

5. Упражнение 184.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Упражнение 182.

Если учитель предпочитает работать с текстом и выбирает для закрепления упр. 183, то ему следует руководить работой учащихся и предлагать выборочный анализ. При этом нужно быть готовым объяснить учащимся, что в таких выражениях, имеющихся в тексте, как на стенах надгробий, на кораблях греков, зависимые слова не являются дополнениями (это несогласованные определения), поскольку зависят не от глаголов-сказуемых, а от существительных (дополнения могут зависеть от членов предложения, выраженных существительными, в тех случаях, когда существительные обозначают действия или семантически связаны с глаголами: чтение книг, просьба о помощи, жажда славы, любовь к ближнему и т. п.).

2. Составление предложений по схемам.

V. Подведение итогов урока.

Учащиеся адресуют вопросы о второстепенных членах предложения товарищам, контролируют правильность и полноту ответов.

VI. Домашнее задание. Упр. 185 или составление предложений с дополнениями — словами из словаря трудных слов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]