Определение - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Определение - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: раскрыть основные признаки определения, способы его выражения; научить выявлять роль определения в речи, находить определение, выделять его графически, распространять с помощью определения предложения, использовать определения для большей выразительности высказывания.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Самопознание. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познавательные УУД. Анализ объектов, выявление их существенных признаков. Обоснование своей точки зрения. Синтез знаний. Построение аналогий. Коммуникативные УУД. Инициативное сотрудничество. Ведение диалога.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

1) Расшифруйте запись: !, лучшее, чтение, — , учение.

(Чтение — лучшее учение!)

2) Учащиеся характеризуют постановку знаков препинания (определяют цель высказывания, интонацию, распространённость, способы выражения главных членов, объясняют постановку тире).

3) Ставится вопрос к второстепенному члену предложения — не дополнению.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

Проверка выборочная: называются слова, в которых есть орфограмма “Непроизносимая согласная в корне слова” (№ 4): радостный, чудесный. Словосочетания, в состав которых входят эти слова, преобразуются в предложения, определяется, на какой вопрос отвечают данные слова в предложениях, с какой целью используются.

III. Изучение новой темы.

1. Сделанные наблюдения дополняются материалами для самостоятельного наблюдения (с. 85) и теоретическими сведениями на с. 86.

При работе с текстом, который сначала выразительно читается, обращается внимание на функцию определений-прилагательных в художественном стиле речи. Используется приём редактирования: прилагательные опускаются.

2. Упр. 186, наблюдение над определениями, выраженными прилагательными. Второе предложение ученики разбирают под руководством учителя, учатся подчёркивать определение волнистой линией, комментируют слово озимь, используя толковый словарь (с. 179).

Учитель объясняет учащимся, что озимые — это зерновые культуры, которые сеются перед зимой, от слова зима и произошло это название. Когда снег сходит и земля оттаивает под солнечными лучами, свободные от озимых посадок поля засевают яровыми культурами, название которым даёт весна, по-славянски яро.

Новая лексика заносится в личные словарики: озимь, озимые, яровые.

У доски один из учеников записывает только схемы предложений, сопоставляет порядок слов в предложениях.

3. Выполнение упр. 187 мотивируется заданием подобрать яркие, интересные, необычные определения, такие, каких, скорее всего, не будет у товарищей. При проверке упражнения оригинальность подтверждается тем, что ни у кого такого прилагательного нет. В результате работы зачитывается текст с прилагательными-победителями, он сравнивается с “голым” текстом, лишённым определений.

Дополнительно анализируется существительное листопаднички (учащимся должна быть известна сказка И. С. Соколова-Микитова “Листопадничек” из программы литературного чтения 3 класса. Учитель дополнительно сообщает о том, что это слово придумано автором, поэтому в словаре его нет). Записывается и анализируется предложение: Учитель обращает внимание учащихся на то, что тире в последнем предложении из упр. 187 ставится не между подлежащим и сказуемым (учащиеся находят грамматическую основу: ).

IV. Расширение представления о способах выражения определения.

1. Учащиеся анализируют предложения, подчёркивают известные им члены предложения, обращают внимание на то, что в первом примере грамматическая основа состоит только из сказуемого, делают вывод: определения могут быть выражены местоимениями.

2. Учитель обращает внимание учащихся на то, что существительное, находясь в предложении, может отвечать на два вопроса — как часть речи на падежный вопрос и как член предложения — на смысловой, приводит пример из упр. 183: Кошки приплывали на кораблях греков. Существительное греков стоит в Р. п., следовательно, отвечает на вопрос кого?, но зависит от существительного, следовательно, характеризует его признак, а значит, отвечает на смысловой вопрос — кораблях чьих? греков (греческих кораблях).

3. Сравнение пар предложений. Заполнение пустых ячеек.


Стальная посуда очень прочная.



Я очень люблю варенье из черники.

Московские улицы подготовлены к празднику.



Сказки Пушкина — мои любимые сказки.

V. Закрепление материала и контроль за его усвоением.

Класс выполняет упр. 189 по указанному заданию. “Дуэль” у доски: два ученика получают задание выписать только те словосочетания, в которых определение выражено существительным (). Проверяется работа класса, записи учащихся дополняются данными словосочетаниями, существительные устно заменяются прилагательными: дворцы князей — княжеские дворцы. Учитель обращает внимание учащихся на определение, выраженное словосочетанием: соборами (какими?)

VI. Подведение итогов урока.

Учащиеся делают общий вывод о способах выражения определения.

VII. Домашнее задание. Упр. 188; составление таблицы “Способы выражения определения”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]