Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Обстоятельство - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: раскрыть основные признаки обстоятельства, способы его выражения; систематизировать вопросы, на которые отвечает обстоятельство; научить выявлять роль обстоятельства в речи, находить обстоятельство, выделять его графически, использовать обстоятельство в собственной речи.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Самопознание. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познавательные УУД. Выявление существенных признаков объектов. Синтез знаний. Построение аналогий. Переработка текстовой информации в таблицу. Коммуникативные УУД. Инициативное сотрудничество. Ведение диалога.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Какую ошибку допустил Ваня в диктанте? Почему?
Солдат заорал истошным голосом и ударился озимь.
Лексическая работа: комментируются слова оземь (об землю), истошный (пронзительно-громкий, отчаянный, дикий; о голосе).
Сопоставляются морфологические признаки слов озимь (сущ.) и оземь (нар.), задаются частеречные вопросы. Учащиеся дают предварительную характеристику новому второстепенному члену.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
1. Учащиеся читают получившиеся дома мини-сочинения, определяют, какую роль сыграли в описании природы определения, указывают, чем они выражены.
2. У доски ученик выписывает первое предложение из домашней работы и графически показывает, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения. Учитель обращает внимание учащихся на словосочетание
III. Изучение нового материала.
1. Учащиеся осваивают теоретический материал, комментируют все признаки нового понятия, структурируют сведения о наречии в таблице, третья часть которой заполняется в течение урока. Учителю следует обратить внимание на то, что в определении обстоятельства в учебнике не перечислены значения, которые обозначены вопросами почему? зачем? Они также вводятся в таблицу, а примеры к ним будут взяты из задания 5 (примеров в материалах учебника нет).
Вопросы обстоятельства |
Значение |
Примеры |
Где? куда? откуда? |
Место |
Совершил здесь... |
Когда? |
Время |
Изменилась вечером... |
Как? |
Способ действия |
Изменилась удивительно... |
Почему? |
Причина |
Заморгал от испуга... |
Зачем? |
Цель |
Водили напоказ... |
2. Упр. 191. Учащиеся работают с выделенными словами, внося их в таблицу. Подводя итог, учитель спрашивает, нет ли в первом предложении слова, которое является обстоятельством, но не выделено (удивительно).
3. Упр. 192 сопровождается словарной работой: запоминается написание слова отовсюду.
Учащиеся на основе опыта предыдущих уроков делают вывод о том, что существительное с предлогом может быть и дополнением, и определением, и обстоятельством, следовательно, в предложении необходимо обращать внимание в первую очередь на смысловую нагрузку, которую несёт существительное.
4. Учитель предлагает учащимся вернуться к предложению из лингвистической разминки. Предложение разбирается по членам, выявляются второстепенные члены, отвечающие на вопросы обстоятельства. Учащимся рекомендуется подумать, как определяются смысловые связи глагола заорал и существительного голосом. Учитель предлагает два варианта:
заорал (чем?) голосом (каким?) истошным;
заорал (как?) истошным голосом.
Учащиеся формулируют свою точку зрения, опираясь на смысл предложения и свои знания о значениях дополнений и обстоятельств.
5. Учащиеся подчёркивают члены предложения, называют способы их выражения, записывают в таблицу обстоятельства со значениями причины и цели.
1) Алёшка от испуга заморгал глазами и уронил свой маленький фонарик на пол. 2) По улице слона водили, как видно, напоказ. (И. Крылов) 3) На юг я приехал для работы над книгой. (К. Паустовский) 4) Она постоянно нервничала из-за ерунды.
6. Упр. 194. Дополнительно учащиеся определяют тему текста, его основную мысль и роль обстоятельств.
V. Подведение итогов урока.
Обобщая изученный материал, учащиеся приходят к выводу о том, что обстоятельства зависят от сказуемых-глаголов.
VI. Домашнее задание. 1. Подготовить пересказ текста о М. Ю. Лермонтове. 2. Подобрать из упомянутых в тексте стихотворений поэта примеры предложений с обстоятельствами.