Звуки и буквы. Произношение и правописание - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Звуки и буквы. Произношение и правописание - Повторение изученного в 4 классе

Результаты обучения. Личностные: уважительное отношение к русскому языку, понимание его роли в развитии нравственных качеств личности; мотивация к обучению и познавательной деятельности; способность применять полученные знания на практике; саморазвитие; стремление к речевому совершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; самооценка; обогащение словарного запаса; метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения мыслей и чувств; владение устной и письменной речью, построением сообщения в устной и письменной форме, в том числе научного характера; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов; умение работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения; предметные: актуализация, закрепление и совершенствование знаний, полученных при обучении в начальной школе, и применение их в речевой практике; развитие представлений о тексте и его признаках; совершенствование способностей создавать сочинение на заданную тему.

Урок 4. Звуки и буквы. Произношение и правописание (§ 6)

Цели урока: познакомить учащихся с понятием “транскрипция”, научить читать отдельные специальные знаки, применяемые при транскрипции; развить представление о соотношении произношения и правописания; продолжить формирование орфографических навыков и навыков анализа текста.

Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Контроль. Познавательные УУД. Развитие представления о соотношении произношения и правописания. Выявление существенных признаков текста, определение его темы и основной мысли. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение вести диалог.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Кто быстрее?”

Проводится на основе пословиц и поговорок из упр. 6. Учитель читает начало, ученики продолжают. Самый быстрый получает за правильный ответ фишку. Побеждает тот, кто собрал большее число фишек.

II. Опрос по домашнему заданию.

— Что такое речевой этикет?

— Зачем нужно соблюдать правила вежливого поведения?

— С помощью каких слов вы обратитесь ко взрослому незнакомому человеку, чтобы узнать, какой автобус идёт до нужной вам остановки?

Работу можно закончить, разыграв небольшую сценку “На остановке”.

III. Устная работа по § 6.

1. Учащиеся информируются о том, что с данного урока начинается процесс повторения того, что было ими изучено в начальной школе. Ученикам предлагается самим сформулировать цели работы.

Затем анализируется название данного раздела в учебнике: “Вспоминаем, повторяем, изучаем”, после чего формулируется ещё одна цель — расширение знаний на основе повторяемого материала.

2. Беседа с классом.

— Что вы знаете про буквы и звуки?

— Прочитайте текст упр. 20 и ответьте на поставленные вопросы.

Учитель внимательно следит за тем, чтобы примеры, приведённые учащимися, действительно соответствовали сформулированному ими антитезису: есть слова, у которых совпадают звучание и написание (это и слово кирпич, и слова, входящие в название темы урока, — звуки, буквы, и многие другие слова: хвастун, намёк, урок, лён, беркут и пр.). Дополняем примерами из упр. 21 (с. 14): игра, книга, мир, спор, успех.

— Однако русское письмо устроено так, что часто буква обозначает совсем не тот звук, который мы произносим. По цепочке приводим примеры (леса, вода, город, огород, вокзал и др.).

— Можем ли мы при помощи букв записать звучащую речь? Способна ли привычная нам буквенная запись слов отразить то, что мы произносим в точности? Например, сравните слова: мала и мяла. Одинаково ли мы произносим первый согласный звук, обозначенный одной и той же буквой? Для того чтобы в точности записать то, как мы говорим, букв не хватает, потому что звуков в языке больше, чем букв в алфавите. Поэтому для записи произношения была создана специальная система — фонетическая транскрипция.

IV. Тренировочные упражнения. Работа по учебнику.

1. Прочитайте материал учебника на с. 14, выпишите определение слова транскрипция в словарь.

2. На с. 15 указаны знаки транскрипции. Используя их, запишите слова мала и мяла: [мала] — [м’ала].

3. Упр. 23. Учащимся сначала предлагается составить транскрипцию и проанализировать звуковой состав слова люк: [л’ук], затем прочитать транскрипцию в обратной последовательности: [кул’] — и записать получившееся слово — куль.

4. Выписываем из упр. 21 слова, произношение которых не совпадает с написанием, и объясняем, чем надо руководствоваться в их написании. Для подтверждения вывода читаем теоретические сведения на с. 15.

5. Комментированное письмо на основе слов, изученных в начальной школе.

Россия, знаменитый, корзина, пассажир, автомобиль, путешествие, телефон, медленный, горизонт, картина, памятник, библиотека, фонтан, календарь, костёр, богатый, заря, портрет, вагон, корабль, расстояние, троллейбус.

6. В процессе выполнения предыдущего задания у доски работает один из учеников: он выписывает слова с безударными гласными в корнях слов из текста упр. 24 и готовится пересказывать текст. Слушая пересказ, учащиеся рассматривают репродукцию картины А. Пластова “Летом” (с. 185).

Слово репродукция (на доску вынесена выдержка из толкового словаря) записывается в словарь.

V. Подведение итогов урока.

Итоги урока подводятся с опорой на комментированное письмо: в чём трудность написания данных слов, как соотносятся их произношение и написание. Проводится самоанализ на основе выполнения задания 7.

VI. Домашнее задание. 1. Работа над ошибками, допущенными в задании 7. 2. Чтение продолжения текста упр. 24 — упр. 261 (с. 121). Какие из приёмов изучающего чтения (с. 8) помогут запомнить содержание этого рассказа о детстве художника?






Для любых предложений по сайту: [email protected]