Орфограмма - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Орфограмма - Повторение изученного в 4 классе

Цели урока: познакомить учащихся с понятием “орфограмма”, её признаками; научить находить орфограммы и графически выделять их; познакомить с понятием “морфема” и способами её выделения; продолжить формирование орфографических навыков и навыков работы с учебником; расширить лексический запас.

Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоконтроль. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение вести диалог.

Ход урока

I. Лингвистическая пятиминутка. “Это интересно”.

— В прочитанном дома тексте о художнике А. Пластове вам встретилось слово пацан. Что оно обозначает?

Демонстрируется слайд (или предлагается раздаточный материал) со сведениями из этимологического словаря:

Пацан — заимствовано из украинского языка, где является производным от слова паця, что значит поросёнок. В украинском языке это слово образовалось от слов, с помощью которых подзывают свиней (паць-паць). Одновременно учитель даёт краткую характеристику этимологического словаря как словаря, рассказывающего о происхождении слов.

II. Орфографическая разминка.

1. У доски работают два ученика: им надо по памяти записать слова из домашней работы над ошибками, составив с ними словосочетания.

2. Одновременно класс пишет мини-диктант с последующей само- или взаимопроверкой (правильно написанные слова учитель выводит на доску).

Напрасная тревога, интересное животное, наточить коньки, громко жужжит, наша ракета, сильная пурга, прекрасный рисунок, волноваться за товарища.

III. Освоение темы урока.

1. Чтение теоретических сведений в начале параграфа.

2. Поиск слов, написанных “по произношению”, из числа вынесенных на доску для проверки мини-диктанта: наша, ракета, пурга.

— В каком из данных слов, несмотря на то что оно пишется “по произношению”, можно всё же сделать ошибку? (Ракета.) Почему? Чем регулируется его написание?

Чтобы ответить на вопросы, предлагаем сравнить данное слово со словами двух групп: а) котлета, лопата, конфета, клевета; б) широта, кислота, зевота, сирота.

3. Вывод о правописании по традиции и в соответствии с определёнными правилами делаем с помощью определения на с. 16.

4. Запись слова орфограмма в словарик. Определение происхождения слова, сравнение со словом орфография (от греч. orthos — правильный и grapho — пишу). Образование прилагательного орфографический.

5. Упр. 25 выполняется с разделением слов на две группы: с орфограммами-гласными и орфограммами-согласными. Учащимся рекомендуется воспользоваться размещёнными ниже теоретическими сведениями (§ 4, с. 9), в случае затруднения можно обращаться к педагогу за консультацией.

Следует объяснить выражение стечение согласных. Опознание таких орфограмм закрепляется выполнением упр. 27.

6. Работа с форзацем, на котором перечислены орфограммы. Учащиеся просматривают верхний ряд (орф. № 1 — 5), делают вывод о том, какие ещё графические выделения необходимы при обозначении орфограмм и вносят данные дополнения в свои записи.

Учитель обращает внимание на произношение слова форзац и его значение: двойной лист бумаги, соединяющий книжные листы с переплётом. Слово заносится в словарь.

7. Подготовка устного сообщения на лингвистическую тему по материалам учебника на с. 17. При подготовке к данному сообщению учащимся можно предложить знакомство с понятием “морфема”, которое они смогут употреблять как синоним словосочетания “значимая часть слова”. Запись определения в словари: Морфема — минимальная значимая часть слова. Приставка, корень, суффикс, окончание — это морфемы.

8. Учащиеся подбирают и записывают по 2—3 слова с орфограммами в различных частях слова. Данную работу можно провести по вариантам, в группах, а также в форме игры “Кто больше?”.

IV. Подведение итогов урока.

— Какие новые понятия вы сегодня изучили?

— На какие ранее известные сведения о языке вы опирались при изучении нового материала?

V. Домашнее задание. 1. § 7, упр. 28. 2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о происхождении слова перчатка, используя этимологический словарь.






Для любых предложений по сайту: [email protected]