Обобщающие слова при однородных членах предложения - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Обобщающие слова при однородных членах предложения - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: расширить представление об однородных членах предложения; дать понятие об обобщающем слове при однородных членах предложения; научить опознавать обобщающее слово, ставить двоеточие, самостоятельно находить в тексте предложения с обобщающим словом; обобщить сведения об однородных членах предложения.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Создание алгоритмов деятельности. Преобразование текстовой информации в графическую. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.

Ход урока

I. Лингвистическая пятиминутка.

Кто здесь спрятался?

Выйдет на дорожку —

Всем подставит ножку! (А. Шибаев) (Запятая.)

Знаете ли вы, что... (текст проецируется на доску, комментируются орфограммы, однородные члены в последнем предложении).

Придумал запятую на рубеже XV—XVI веков извес_ный венецианский типограф Альд Мануций. Его изобр_тательному уму принадлежит также вв_дение огл_вления, обл_гчившего пользование книгой.

В XVI веке родился на свет и вопр_сительный знак, благодаря братьям Венделину и Иоанну да Спира. (Из Интернета)

II. Проверка домашнего задания.

Частичный анализ упр. 207: а) Чем отличается последнее предложение от всех других? (Везде однородными членами являются сказуемые, а в последнем предложении — дополнения / обстоятельства (ходили за чем? за грибами, за ягодами / ходили зачем? за грибами, за ягодами). б) Чем отличаются сказуемые в первом предложении от остальных? (Они выражены прилагательными.)

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся придумывают, какие грибы и ягоды могли собрать ребята в лесу. Эти сведения оформляются в виде предложений по данному началу: Ребята собрали в лесу...

2. Материал для наблюдения. Сравнение структуры предложений, осмысление особенностей пунктуации.

Учитель сообщает о том, что такое слово, которое вобрало в себя значение идущих за ним однородных членов, называется обобщающим, и обращает внимание учащихся на то, что: а) оно является тем же членом предложения; б) стоит в такой же форме, что и однородные члены.

3. По данному образцу учащиеся составляют второе предложение.

4. Работа с теоретическим материалом (с. 96), усвоение условного знака для обозначения обобщающего слова: (о), определение вида интонации при чтении предложений с обобщающими словами — предупредительная (с повышением тона).

5. Упр. 210, 211 сопровождаются составлением схем.

Контрольный вопрос: Что меняется в пунктуации данных предложений, если из них удаляется обобщающее слово?

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Объяснительный диктант (у доски два ученика пишут графический диктант).

Мы медленно двигались по лесной тропинке, вслушивались в лесные звуки и смотрели по сторонам. Нас встречали весёлыми трелями лесные пернатые: клесты, синицы, щеглы и чижи. С дерева на дерево прыгали иногда белки. Из-за кустиков выглядывали зайчата, но к нам не приближались. Во время прогулки нам встретились ежи, полёвки, куница и барсук. (М. Бондаренко)

V. Подведение итогов урока.

Беседа по итогам изучения темы “Однородные члены предложения”.

VI. Домашнее задание. Составить предложения на основе материалов упр. 209.






Для любых предложений по сайту: [email protected]