Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Предложения с обращениями - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: расширить представление учащихся об обращении; научить выявлять роль обращения в речи, его грамматические и интонационные признаки, находить обращение в речи, отличать его от подлежащего, составлять предложения с обращениями, следовать нормам речевого этикета; научить ставить знаки препинания при обращении.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Коррекция. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации. Вычитывание информации из схем. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Участие в речевом общении. Совершенствование норм речевого этикета.
Ход урока
I. Пунктуационная разминка. Графический диктант.
1. Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин) 2. Под осень были ярки закаты, камни, листья в старом парке. (Л. Мартынов) 3. Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. (М. Пришвин) 4. Важно не количество, а качество знания. (Л. Толстой) 5. Постепенно к плеску, стуку, шороху, бульканью присоединился тяжёлый гул. (К. Паустовский) 6. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. (К. Паустовский) 7. В Японии я встретил знакомых мне птиц: соек, дятлов, дроздов, трясогузок, синиц, ласточек, жаворонков, чижиков, скворцов, кукушек и голубей. (Д. Анучин)
II. Проверка домашнего задания.
Перестройте любое из предложений так, чтобы вместо предложения с двоеточием у вас получилось предложение с тире. (В тексте поставлены знаки препинания: запятая, двоеточие, тире. →Запятая, двоеточие, тире — знаки препинания.)
III. Изучение нового материала.
1. Выразительное чтение диалога (с. 98). Осмысление ошибки, которую допустила Аня. Какую норму нарушила девочка? (Норму речевого этикета.)
2. Чтение и запоминание правила (с. 98). Формулировка вопросов и тренировка в употреблении звательной интонации в обращениях к товарищам, которым адресуются вопросы.
3. Интонационный тренинг с использованием упр. 213 (мини-конкурс между группами на лучшее исполнение сценки); упр. 214.
4. Чтение пунктуационного правила № 3, анализ материала и расшифровка схем.
5. Пунктуационный тренинг по материалам упр. 215, 217. Вывод о том, как можно отличить обращение от подлежащего.
6. Мини-тест: уточнить, в каком из предложений нет обращения (знаки препинания не расставлены).
1. Спой светик не стыдись! Во всех ты душенька нарядах хороша! Вы не поможете мне справиться с моим несчастьем! 2. Принеси мне свежую газету Света! Пусть для вас сияет солнце! Чудесно мы жили друзья на Тихом мысе!
IV. Работа над нормами речевого этикета.
1. Учащиеся выполняют задания упр. 218, 219, анализируя теоретические сведения на с. 100—101. В словари заносятся “вежливые слова”, список которых учащиеся дополняют словами здравствуйте, до свидания, благодарю, спасибо.
V. Подведение итогов урока.
Как вы понимаете слова: “Ничто не стоит нам так дёшево и не ценится людьми так дорого, как вежливость”? (М. Сервантес)
VI. Домашнее задание.
Подготовить (в парах) мини-сценки “В магазине”, “В кассе метро”, “Визит к другу”, “Уступите место!”, “Как найти нужную улицу?”, “Поздравление с Новым годом”, “В библиотеке” (можно придумать другую ситуацию).