Письмо - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Письмо - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: сформировать представление о цели и назначении писем; научить определять стиль текстов писем, использовать обращения в письмах в зависимости от адресата и назначения, писать письмо близкому человеку.

Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Систематизация наблюдений. Редактирование. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Соблюдение норм речевого этикета.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Закрепление материала предыдущего урока.
  2. Разыгрывание мини-сценок.
  3. Беседа:

— Как выделяется обращение в устной речи? в письменной?

— Когда в письменной речи используются обращения?

  1. Упражнение 221.
  2. Изучение нового материала.
  3. С видами писем учащиеся знакомятся по материалам учебника на с. 101, выписывают второе предложение, объясняют постановку двоеточия. Делают сжатую запись о цели писем, адресованных близким людям.
  4. Сравнение писем А. П. Чехова (спроецированы на доску), формулировка цели, назначения писем, характеристика вида писем.

Уважаемый Иван Максимович!

Будьте добры записать в члены Общества Николая Михайловича Ежова, автора следующих классических пьес: “Енотовый мопс”, шутка в 1 действии, “Спортсмен и сваха”, комедия в 1 действии.

Его адрес: Москва, Плющиха, д. Коптева.

Уважающий А. Чехов.

Милый Сашечка, достолюбезный братт!*

Поздравляю тебя и твоё семейство с праздником и шлю тьму пожеланий всего хорошего. Христос воскрес!

Все здравствуют. Иван у меня. Зиму я провёл скверно, теперь же поздоровел опять и чувствую себя весьма сносно.

Будь здрав и будь благомыслен. Напиши хоть две строчки.

Твой А. Чехов.

Вывод: деловое письмо

поздравительное, дружеское письмо

*Братт — так у Чехова.

  1. Упр. 222. Выводы на основании проанализированных писем об обязательных элементах письма (с. 102).
  2. Мини-конкурс: учащиеся придумывают и записывают обращения, которые они могли бы использовать в письмах к своему брату. Побеждает тот, у кого есть обращения, которые не встречаются у других.

Дополнительная информация: в 193 письмах к своему брату Александру А. П. Чехов использовал 87 разных обращений.

  1. Упражнение 223.

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

  1. Анализ письма бабушке (упр. 224).
  2. Подбор обращений к бабушке (Кто больше?).
  3. Редактирование письма Лены к бабушке.
  4. Подведение итогов урока.

— Какая форма общения сейчас заменила письма? Можно ли в этой форме общения обойтись без обращений?

  1. Домашнее задание. Сочинение на выбор: по материалам упр. 225 или 226.





Для любых предложений по сайту: [email protected]