Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Простые и сложные предложения - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: научить различать простые и сложные предложения, определять границы частей в сложном предложении, различать сложные союзные и бессоюзные предложения, ставить запятую между частями сложного предложения, определять количество грамматических основ; формировать умение различать роль союза и как средства связи между однородными членами предложения и между частями сложного предложения.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Коррекция. Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации из текстов. Выбор критериев для сравнения. Синтез знаний. Распознавание объектов. Перевод текстовой информации в графическую. Коммуникативные УУД. Взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и с учителем.
Ход урока
- Лингвистическая разминка. “Абракадабра”: падчетер, юрабоша. (Предтеча, брошюра.)
- Проверка домашнего задания.
Анализ схемы 2-го предложения. Преобразование однородного ряда: постановка союза и перед последним обстоятельством. Анализ пунктуации в изменённом предложении. Повторение ПП № 2.
III. Изучение нового материала.
- Чтение и анализ диалога на с. 106—107.
— Какие новые сведения о предложении есть в этом диалоге? Выберите необходимую информацию, чтобы определить, какое предложение называется сложным.
— В чём особенность пунктуации в сложном предложении?
- Запись стихотворения А. Фета, выделение грамматических основ.
Учителю следует предупредить возможные ошибки в последней части предложения: в ней нет подлежащего, в то же время форма дополнения георгины совпадает с формой именительного падежа.
— Какие из предложений связаны без союзов? Какие с их помощью?
- Чтение и запоминание определения сложного предложения (с. 107) и ПП № 4 (с. 108).
- Комментирование схем, представленных в правиле и в упр. 232. Сравнение схем предложений из домашнего задания и из правила.
- Сопоставление предложений, объяснение знаков препинания, графическое сопровождение выводов.
Союз и связывает однородные члены предложения → запятая не ставится. |
Союз и связывает части сложного предложения → запятая ставится. |
Вывод о том, что необходимо определять, какую роль выполняет союз и.
- Упр. 238 сопровождается составлением схем.
- Упр. 234 начинается с выразительного чтения и обмена впечатлениями от прочитанного.
- Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Проверочная работа (по вариантам). В предложениях знаки препинания опущены. Найти, выписать и составить схемы: 1-й вариант — простых предложений, 2-й вариант — сложных.
- Утро папа начинает с чтения газет и чашечки кофе. 2. На уроке ребятам рассказали о планетах Солнечной системы и показали на глобусе их расположение. 3. Быстро стемнело и начался ужасный ливень. 4. Утренний ветерок ворвался в открытую форточку и подхватил разбросанные на столе листочки с записями. 5. На лесной опушке дружно выстроились сыроежки и малыши бросились их собирать. 6. На берёзе сидела огромная ворона и каркала она без умолку весь день. (1-й в.: 1, 2, 4; 2-й в.: 3, 5, 6.)
- Подведение итогов урока.
Взаимопроверка выполненных по вариантам работ. Выводы.
- Домашнее задание. Подобрать 3—4 предложения с союзом и (ПП № 2, 4).