Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Простые и сложные предложения (продолжение темы) - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: закрепить умения различать простые и сложные предложения и ставить запятую между частями сложного предложения; развить представление о видах сложных предложений, дать первоначальное понятие о сложноподчинённом предложении; совершенствовать умения составлять схемы предложений и создавать предложения по указанным схемам.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации из текстов. Выбор критериев для сравнения. Распознавание и анализ объектов. Преобразование графической информации в текстовую. Коммуникативные УУД. Взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и с учителем.
Ход урока
I. Речевая разминка. Кто найдёт все ошибки? Исправление предложений.
1. Прошу большое прощение за подчерк. (Речевая, этикетная, орфографическая.) 2. Мы поражались его поразительной памяти, и очень ему завидовали. (Речевая, пунктуационная.)
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся работают парами с подготовленными дома примерами (взаимопроверка, диктант / графический диктант по очереди), у доски 2 ученика записывают схемы составленных дома предложений и вызывают учащихся их расшифровывать и иллюстрировать своими предложениями.
III. Работа по теме урока.
1. Повторение материала предыдущего урока.
2. Работа со схемами упр. 233 с использованием пазла: учитель предлагает к каждой схеме набор слов, которые учащиеся складывают в предложения, ставя конечные знаки препинания:
1 |
Что-то, заиграла, началось, и, невообразимое, музыка |
Заиграла музыка, и началось что-то невообразимое! |
2 |
Ручьи, затягивалось, снег, всё, небо, тучами, сошёл, побежали, реже |
Снег сошёл, побежали ручьи, небо всё реже затягивалось тучами. |
3 |
Сбор, когда, все, объявлен, запомнили |
Все запомнили, когда объявлен сбор? |
4 |
Вернуться, я, чтобы, домой, стал, о том, задумываться |
Я стал задумываться о том, чтобы вернуться домой. |
3. Сопоставление 1-го и 2-го предложений с 3-м и 4-м: выявление того, что вторая часть в последних двух не может существовать без первой. Учитель предлагает задать вопрос от первого предложения ко второму, сравнить отношения между предложениями с отношениями между словами в составе словосочетания. Учащиеся присваивают этим предложениям названия — главное и зависимое. Наблюдение над союзами, которые присоединяют зависимое предложение к главному.
4. Упр. 239. Запоминание союзов в рамочках на с. 109—110.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Упражнение 235.
2. Комментированное письмо (сопровождается составлением схем).
1. Солнце скрылось, и стало очень холодно. 2. Скоро мы поняли, что заблудились. 3. Глаза мальчика блестели и немного слезились. 4. Разгадка пришла, когда мы были уже на другом конце города. 5. Отец решил не настаивать на поездке, хотя ему очень хотелось на рыбалку. 6. На душе было тревожно и горько, но я собрался с духом, потому что не мог подвести товарищей. 7. Каникулы, закончились, и впереди был долгий путь домой.
V. Подведение итогов урока.
“Сбор” трудных ситуаций.
VI. Домашнее задание. Упр. 237 (вариант: сочинение по упр. 241).