Диалог - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Диалог - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: познакомить с понятиями “диалог”, “реплика”; научить правильно ставить знаки препинания при диалоге, составлять его схему, отличать диалог от прямой речи, составлять диалоги на заданную тему по данным схемам, вести диалог с использованием этикетных слов; совершенствовать интонационные навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Оценка и коррекция. Познавательные УУД. Распознавание, анализ и преобразование объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Участие в групповой работе. Оценка деятельности товарищей.

Ход урока

I. Контрольный словарный диктант.

Парашют, жюри, порхать, баскетбол, диалог, флюгер, орфограмма, саквояж, морфема, отовсюду, потому что, интересоваться, восклицательное, ослепительный, объявление, вокзал, спортсмен, направо, здравствуйте (20 слов).

II. Изучение нового материала.

1. Лексическая работа. В словариках учащиеся находят слово диалог, повторяют его лексическое значение, закрепляют постановку ударения. (Используем приём подбора рифм: диалог — потолок, хохолок, чулок, блок, слог, предлог и др.).

2. Работа по учебнику с материалами для наблюдения (с. 116). Диалог читается по ролям, проводится лексическая работа: в словарь записываются слова реплика (ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого); собеседник (участник беседы, разговора), подбираются однокоренные слова: беседа, беседовать, собеседница, собеседование, беседка.

3. Групповая работа: наблюдения над интонацией по заданию упр. 251.

Дополнительно: как сделать покупателей вежливыми?

4. Чтение правила постановки знаков препинания при диалоге (с. 117), анализ пунктуации в упр. 252. Чтение диалога по ролям.

5. Работа с глаголами говорения — упр. 253 (составляется схема диалога; для более продуктивной проверки один ученик составляет схему диалога у доски).

III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Упр. 254. Учащиеся повторяют понятие текст, определяют, есть ли тема, объединяющая все 8 предложений, затем предлагают последовательность, в которой должны располагаться предложения (можно заранее подготовить карточки с отдельными предложениями, чтобы учащиеся собрали текст, аналогичную работу можно проделать с другими текстами). Запись диалога сопровождается составлением схемы.

2. Групповая работа в виде мини-конкурса: учащиеся готовят сценки по заданию упр. 255. Работа проверяется.

IV. Подведение итогов урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, что общего между прямой речью и диалогом, чем они различаются.

V. Домашнее задание. Упр. 256.






Для любых предложений по сайту: [email protected]