Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Изменение звуков в потоке речи - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Цели урока: научить различать сильную и слабую позицию гласных и согласных; дать представление о позиционных чередованиях гласных и согласных и научить анализировать правила правописания гласных и согласных в корнях слов с точки зрения позиционного чередования; научить транскрибированию гласных звуков; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Исследование. Синтез знаний. Перевод наблюдений в форму таблицы. Построение рассуждения на основе таблицы. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Какие поэты здесь зашифрованы? Можно ли понять?
УИ; ЕОО; АА
— А теперь?
ПШК; ЛРМНТВ; МРШК (Пушкин, Лермонтов, Маршак)
— Почему во втором случае это получилось, а в первом нет?
II. Проверка домашнего задания.
1. Проговаривание скороговорок.
2. Составление предложений на основе изученного.
1) Наука, изучающая звуки речи, называется... .
2) Все звуки речи делятся на... .
3) В русском языке 6... звуков: ... .
4) При образовании ... звуков путь потоку воздуха преграждают органы речи: ... .
Учащиеся составляют схему последнего предложения, устно делают его пунктуационный разбор (учитель обращает внимание на способ выражения подлежащего — словосочетание органы речи и на то, что слово путь является дополнением).
III. Изучение нового материала.
Понятие “позиционные чередования” (лучше использовать термин “фонетические позиционные чередования”) достаточно непростое для учащихся, поэтому стоит уделить знакомству с ним столько внимания, сколько понадобится в зависимости от уровня подготовки учащихся. Для более полной картины можно в обобщённом виде представить перечень слабых позиций звуков. Одновременно на данном уроке начинается транскрибирование гласных звуков.
1. Наблюдения над произношением гласных звуков.
1) Произнесите слова из домашнего задания (например, ас — ось — эль — ил — ум) и скажите, отчётливо ли вы слышите эти звуки. Теперь произнесите: Марс — морс — метр — мир — мул. Что-то изменилось в звучании гласных?
Вывод: гласные звучат отчётливо, сильно, уверенно в ударной позиции. Такую позицию для гласных и называют сильной.
2) Произнесите слова и подумайте, одинаково ли звучат гласные в корне слова: год — года — годовой.
Корень у слов один и тот же, а произносим мы его по-разному: поменялось место относительно ударения — поменялся и звук (обозначаем ударный звук, поскольку он главный, цифрой 1, от него начинаем дальнейший счёт):
год1 — го2да1 — го3до2во1й.
Вывод: безударная позиция для гласного является слабой (неотчётливой).
Под руководством учителя учащиеся составляют в словаре-справочнике таблицу “Произношение гласных звуков”, исследуя ряды слов: дом — дома — домовой; травы — трава — травяной; мир — миры — мировой; след — следы — следопыт; пять — пятак — пятаки.
Буква в слове |
Ударный звук — позиция 1 |
Безударный звук — позиция 2 |
Безударный звук — позиция 3 (краткий гласный) |
о |
[о’] |
[а] |
[ъ] |
а |
[а’] |
[а] |
[ъ] |
и |
[и’] |
[и] |
[ь] |
е |
[э’] |
[иэ] |
[ь] |
я |
[а’] |
[иэ] |
[ь] |
2. Запись слов с транскрипцией гласных:
д[о’]м — д[а]м[а’] — д[ъ]м[а]в[о’]й
3. Вопросы на понимание: “Почему возникают проблемы при написании слов с безударными гласными в корнях? Какой позицией мы проверяем гласные, находящиеся в слабой позиции?”
4. Упр. 275 сопровождается транскрипцией гласных звуков.
5. Наблюдения над произношением согласных звуков.
1) Произнесите слова и подумайте, одинаково ли звучат согласные звуки в корне слов: дубы — дуб — дубки — о дубе; солнышко — солнце; резать — резьба. В каких случаях согласные мы слышим отчётливо?
Вывод: сильной позицией для парных по звонкости-глухости согласных является позиция перед гласным; слабой — позиция на конце слов или перед другим согласным.
Звуки |
Сильная позиция |
Слабая позиция |
гласные |
под ударением |
без ударения; чем дальше от ударного слога, тем слабее |
парные по звонкости-глухости согласные |
перед гласными и согласными [м], [н], [л], [р] |
на конце слов и перед остальными согласными |
Позиционные чередования согласных по мягкости-твёрдости лучше анализировать позднее, дополнив таблицу третьей частью (см. урок 77).
6. Позиционные чередования согласных рассматриваются при выполнении упр. 276.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Прочитайте слова, обратите внимание на гласные звуки в квадратных скобках. Что общего между ними? Подберите к каждому слову однокоренное с ударным гласным, запишите слова парами.
Непод[а]лёку; зат[а]пить; б[а]рьба; нах[а]дить; ог[а]род; р[а]диться; зат[а]ить; под[а]вать; перев[а]дить; уг[а]дить; под[а]рить; ст[а]рик; б[а]лото.
К какому слову подобрать проверочное нельзя? (Болото.) В каких словах есть согласные в слабой позиции? (Огород, родиться, старик.)
V. Подведение итогов урока.
— Что нового вы узнали об орфограммах в корнях слов?
VI. Домашнее задание. Работа с таблицами, составленными в классе; подбор примеров для всех позиций.