Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Твёрдые и мягкие согласные - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Цели урока: актуализировать знания учащихся о мягких и твёрдых согласных; дать представление о непарных по мягкости-твёрдости; развить умение различать мягкие и твёрдые согласные; научить обозначать мягкость согласных при транскрибировании; совершенствовать произносительные нормы.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Использование специальной знаковой системы. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Найдите фонетическую ошибку, которая допущена в мультфильме-загадке:
Далеко-далеко на лугу
Пасутся ко...
Ко... Нет, не кони!
Ко... Нет, не козы!
Ко... Правильно, коровы!
Ответ: начальные сочетания в словах кони, козы, коровы разные: в слове коровы в первом слоге нет звука [о], там звук, близкий к [а].
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся повторяют материал предыдущего урока, иллюстрируя его подобранными дома примерами.
III. Освоение темы урока.
1. Работа с материалом для наблюдений (с. 127).
2. Чтение и запоминание правила (с. 127), запись слов из материала для наблюдений с транскрипцией парных по мягкости- твёрдости согласных: сло[н] — ко[н’]; [б’]елка — б[ы]к. У доски учащиеся транскрибируют слова полностью.
3. — Сколько всего в русском языке согласных звуков? Подсчитайте их в правиле (ответ: 36 звуков). Особое внимание обращается на согласные, не имеющие парных по мягкости-твёрдости.
4. При работе с упр. 277 и 278 последовательно выделяются сигналы мягкости — буквы ь, е, ё, ю, я. Работая с данными сигналами, учащиеся повторяют, что ь не обозначает звука; значит, в словах с мягким знаком, встретившихся в упражнениях, букв больше, чем звуков: удар — 4 буквы, 4 звука; ударь — 5 букв, 4 звука: различение слов при произношении происходит за счёт разных конечных звуков.
Несмотря на то что более подробно роль гласных е, ё, ю, я, и будет рассматриваться в дальнейшем, уже на этом уроке стоит обратить внимание на то, какие гласные звуки обозначают эти буквы. Используем таблицу, составленную на предыдущем уроке, где представлены буквы е, я, и, дополняем: буква ё — ударный звук [о]; буква ю — звук [у], ударный и безударный.
5. Упражнение на закрепление материала: запишите слова с транскрипцией согласных: быть — бить; выть — вить; муть — мир; луч — люк; мяч — май; тушь — тир.
Образец: [б]ы[т’] — [б’] и [т’].
Контрольный вопрос: В каком слове все согласные твёрдые? (Тушь.) А почему в слове пишется ь? (Орф. № 8.)
6. — Произнесите слова: трудиться, добиться, учиться. Сигнализирует ли мягкий знак о мягкости согласных? Что мы слышим на месте выделенных букв? Запишите этот звук в транскрипции (труди[ц]а). Он твёрдый или мягкий? Какая орфограмма связана с этим? (Орф. № 23.)
7. Орфоэпическая работа: упр. 281.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Упражнение 279.
2. — Сколько твёрдых согласных звуков в скороговорке: Летели лебеди с лебедятами. (Один: лебедя[т]ами.)
— Сколько мягких согласных звуков в пословице: Не трудиться, так и хлеба не добиться. (Пять: [н’]е тру[д’]иться, так и х[л’]еба [н’]е до[б’]иться.)
V. Подведение итогов урока.
Учащиеся подсчитывают, сколько в русском языке в сумме гласных и согласных звуков (6 + 36).
VI. Домашнее задание. Упр. 280.