Графика - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Графика - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Цели урока: дать представление о предмете изучения графики; формировать умение различать буквы и звуки; развить представление о роли звукового повтора в художественном тексте; закрепить орфографические навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Контроль. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного текста. Анализ явлений. Синтез знаний. Использование специальной знаковой системы. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Работа со скороговоркой.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои!

— Какие согласные звуки повторяются в этой скороговорке? Охарактеризуйте эти звуки. Определите, где они образуются.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

2. Устный комментарий орфограмм N° 4, 6.

3. Лексическая работа: характеристика слова благовонье (благовоние).

Благовоние — приятный запах, аромат. Употребляется в художественном стиле речи. Близкое по значению и употреблению слово — благоухание.

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся, знакомясь с теоретическим материалом (с. 131), усваивают его содержание и продолжают лексическую работу: выписывают слова графика, фиксация, составляют с первым из них предложение с тире между подлежащим и сказуемым; ко второму подбирают близкие по значению слова:

Графика — раздел языкознания, изучающий средства письменности, т. е. буквы и их звуковое значение. Фиксация — закрепление.

2. Орфоэпическая работа: учащиеся подбирают знакомые слова с элементом “графо”: орфография, фотография, флюорография, биография, кинематография — и отрабатывают их произношение. Повторяют произношение прилагательного строчная (буква).

3. Работая с упр. 287, учащиеся получают первоначальное понятие об аллитерации, поэтому чтение стихотворения сопровождается осмыслением звуковых повторов, их воздействия на создание особого впечатления от нарисованной автором картины. При подсчёте звукового повтора (вместе с заголовком — 21) учитель следит за тем, чтобы учащиеся правильно определили наличие глухого шипящего в слове дождь (можно составить у доски транскрипцию: [дошт’], в котором также есть звук [ш]). Актуализируется мысль о различении звука и буквы. Учащиеся подсчитывают также соотношение звонких и глухих согласных. Работа заканчивается выразительным чтением стихотворения.

4. Упр. 289 выполняется письменно, дополняется транскрипцией согласных и устным комментарием орфограммы № 3.

IV. Закрепление изученного.

1. Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают, что такое звуки и буквы. (Например: Звуки — это то, что мы произносим, а буквы — то, что мы пишем.)

2. Работа с материалами для наблюдения на с. 132: чтение слов, определение видов встретившихся орфограмм (№ 3, 10).

3. Выборочный диктант: учащиеся выписывают из словосочетаний: а) существительные; б) прилагательные, в которых согласные буквы одни, а звуки другие; обозначают эти звуки (словосочетания могут быть вынесены на доску либо прочитаны). Образец: бровь — [ф’].

1) Тоненькая бровь, длинный прут, глубокий пруд, репчатый лук, строгий сторож, сильный мороз, юный матрос, закрой рот, древний род, русская сказка, новая просьба; 2) сладкий чай, липкая бумага, близкий путь, ловкий малыш, трудный вопрос, шефский концерт.

V. Подведение итогов урока. Взаимопроверка.

VI. Домашнее задание. Упр. 288. Дополнительно: определить тему и основную мысль высказывания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]