Звонкие и глухие согласные - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Звонкие и глухие согласные - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Цели урока: актуализировать знания учащихся о глухих и звонких согласных; научить различать согласные по звонкости-глухости, называть пары по звонкости-глухости, выделять непарные согласные, распознавать в словах глухие и звонкие согласные.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Использование специальной знаковой системы. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

— Прочитайте слова в обратной последовательности (не забывайте, что написаны буквы, а произносим мы звуки!): лён (ноль); люк (куль); лоб (пол); код (ток).

— Какое позиционное чередование отражается в последних двух парах?

II. Освоение темы урока.

1. Повторение известных учащимся из курса начальной школы сведений о звонких и глухих согласных, о парных и непарных по звонкости-глухости согласных.

2. При работе с материалами для наблюдения в учебнике учителю следует обратить внимание на произношение слова компьютер, поскольку в устной речи нередко твёрдый звук [т] ошибочно заменяется мягким [т’], что связано с устаревающим сегодня правилом о том, что перед гласным переднего ряда [э] возможны только мягкие согласные, а особенности произношения слов иноязычного происхождения с твёрдыми согласными перед е будут рассмотрены позднее.

3. Чтение, анализ и запоминание сведений об образовании звонких и глухих согласных, о парных и непарных согласных, подсчёт, сколько в русском языке пар по звонкости-глухости (11), сколько непарных глухих (5), непарных звонких (9). Сколько всего звуков здесь представлено? (Должно получиться 36.)

Лексическая работа: сонорный — от лат. sonorous (звучный) — звук, образующийся с преобладанием голоса над шумом.

4. Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков — упр. 284. Выполняя упражнение, учащиеся делают транскрипцию согласных в последнем столбике. Обращается внимание на обозначение мягких согласных. Можно работу по транскрибированию согласных организовать и на материале всего упражнения (слов — 24), когда к доске выходят по очереди все учащиеся, а затем проводится общая проверка записей. Учитель может усложнить задание: сделать транскрипцию всего слова. Образец: шалость [шалас’т’].

5. Упр. 285 можно также сопроводить транскрипцией слов.

III. Закрепление изученного.

1. Работа по вариантам: 1-й вариант записывает слова, в которых есть глухие согласные, 2-й вариант — слова только со звонкими согласными. У доски ученик записывает слова, в которых есть сонорные согласные.

Мяч, парашют, жюри, тополь, берёзка, бензин, саквояж, течь, орфограмма, эпиграф, обитель, морфема, дивный, баскетбол, рапорт, на салюте, изредка, цапля, сердечный.

2*. Выборочный диктант: записать по вариантам: 1-й вариант — слова, в которых есть твёрдые глухие согласные; 2-й вариант — слова, в которых есть мягкие глухие согласные.

Есть твёрдые глухие согласные

Есть мягкие глухие согласные

Парашют, жюри, тополь, берёзка, саквояж, орфограмма, эпиграф, баскетбол, рапорт, на салюте, изредка, цапля

Мяч, течь, эпиграф, обитель, морфема, баскетбол, на салюте, сердечный

V. Подведение итогов урока.

Взаимоконтроль по теоретическим сведениям о согласных звуках.

VI. Домашнее задание. Упр. 286. Дополнительно: выучить стихотворение наизусть. Выписать в словарь незнакомые слова.






Для любых предложений по сайту: [email protected]